СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
С.А.Самойлик,
заместитель директора по учебной работе
ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
svetlana.samoili@mail.ruДети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, сохранение и укрепление здоровья, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В основу современных педагогических стратегий специального образования положены научные теории на основе исследований Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Р. Лаурия, Л.В.Занкова и пр. Идеи поиск оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности, это стало центральной задачей учебно-воспитательного процесса в Государственном бюджетном образовательном учреждении Луганской Народной Республики «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Педагогический коллектив школы-интерната в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Учреждение, в первую очередь, реализуют учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка.
Важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса является наличие грамотной системы психолого-медико-педагогического сопровождения.
На основе обобщения практического опыта работы ведущих авторитетов в области отечественной и зарубежной дефектологии, а также творчески и плодотворно работающего педколлектива школы-интерната, была разработана система индивидуального сопровождения обучающихся школы-интерната.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется в соответствии с поставленными задачами:
- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности каждого обучающегося, успешности его обучения;
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детей.
Ежегодно проводятся мониторинговые обследования обучающихся.
Одним из ведущих направлений данного "сопровождения" является проведение школьной психолого-медико-педагогической комиссии, что позволяет провести углубленное обследование всех обучающихся ведущими специалистами: администрацией, психологом, логопедом, медиками, социальным педагогом, учителями и воспитателями. Для составления индивидуального маршрута развития, обучения и воспитания ребенка составляются карты индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Обследование проводится при поступлении ребенка в школу-интернат и в конце каждого учебного года.
Каждым специалистом заполняются бланки, которые отражают изменения и уровень развития обучающегося (Приложение 1):
- медперсоналом: основные показатели развития, проблемы физического здоровья, физические дефекты;
- учителем-логопедом: недостатки речевого развития;
- практическим психологом: эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка, особенности познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения, ориентировки в пространстве и во времени и т. д.;- социальным педагогом: сведения о членах семьи, бытовые условия обучающегося, взаимоотношения в семье;
- воспитателем, классным руководителем: уровень развития личности ребенка, приобретение обучающимися необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни навыков и компетенций, освоение ими норм и способов социального поведения, особенности учебной деятельности.
На основании результатов комплексного обследования определяются «уровень актуального развития ребенка», «зона ближайшего развития» и соответственно – образовательный маршрут. Учебно-воспитательная и индивидуально - коррекционная работа с обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития, проводится с учетом выявленных проблем ребенка.
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что благодаря разработанной системе сопровождения обучающихся ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» можно не только отследить потенциальные возможности и достижения каждого ребенка, его трудности, но и на основании обследования умело организовать учебно-воспитательный процесс, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуальное сопровождение школьника с умственной отсталостью оптимизирует коррекционный процесс, обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие педагогов школы-интерната, обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний, как «академического компонента», так и «компонента жизненной компетенции»; позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы и повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей.