«Технология деятельностного метода «Школа 2000..» в обучении математики в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)».

Новгородский институт развития образования»
Центр дополнительного профессионального образования








Выпускная работа
Деятельностный подход в обучении математике в 3классе.








Выполнила:
Киселёва Елена Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 18
Великого Новгорода


Руководитель:
Попова Н. П., доцент ЦДПО,
к.п.н.






Великий Новгород
2015

Содержание:


Вступление: актуализация темы..стр.3

1.Теоретическое обоснование системно – деятельностного подхода
в обучении.....стр.4

2.Технология деятельностного метода обучения стр.5

3. Использование системно - деятельного метода обучения на уроках
математики в 3 классестр. 7

Заключение.....стр. 11

Список литературыстр.12























Вступление: актуализация темы.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не последнее место занимает несформированность у младших школьников умений учиться, низкий уровень учебной мотивации, недостаточно адекватное отношение к школе, к роли и обязанностям ученика. Данная ситуация заставила меня взяться за разработку проблемы повышения качества обучения на этапе начального образования путем создания условий для реализации системно – деятельностного подхода в обучении.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться, которое может формироваться и развиваться при  деятельностном подходе к обучению.
Поэтому одной из главных задач, которую я поставила при решении данной проблемы – это реализация  системно - деятельностного подхода в обучении, который  предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Теоретическое обоснование системно – деятельностного подхода в обучении

Системно - деятельностный подход в образовании – это процесс учения, процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами деятельности, самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками, т.е. деятельностному методу обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно–познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» ( А. Дистервег).
Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения.
При освоении любой деятельности приобретаются определенные способности. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться.
Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения важное событие в психическом развитии ребенка: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком обучающим самого себя, меняющим себя сознательно и целенаправленно.
Обучение в начальной школе не достигает основной развивающей цели – формирования умения учится, если:
-младший школьник не способен рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “этого я еще совсем не знаю, надо узнать”, “это я уже немного знаю, но надо еще разбираться”.
-у ученика известные ему понятия не организованы системно: упорядочены, логически взаимосвязаны, обладают полнотой признаков.
Системно–деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Под образовательными результатами понимается:
личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам;
метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Технология деятельностного метода обучения

Модернизация учебно-воспитательного процесса невозможна без опоры на новые образовательные технологии. Именно современные педагогические технологии позволяют наиболее полно реализовать личностно-ориентированны подход в образовании и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся. Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).
Так, структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы имеет следующий вид:

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может, видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ
(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)



Итак, целью реализации системно – деятельностного подхода в обучении является повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Для реализации данной цели я использую технологию деятельностного метода обучения и систему дидактических принципов.
Основной цели сопутствуют следующие задачи:
обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся;
вооружить таким важным умением, как умение учиться;
организовать условия, инициирующие детское действие;
формировать у учащихся универсальные учебные действия;
повышение уровня учебной мотивации.
Использование системно – деятельностного подхода
на уроках математики в 3 классе.
Рассмотрим пример урока математике в 3 классе (Школа России), на котором реализуется деятельностный метод обучения.
Тема урока: «Деление с остатком».
Структура урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приёма деления с остатком.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика

1.Мотивация к учебной деятельности. (слайд 2)
Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта, Не сдвинется с места любая ..
Но любая в математике работа, Не обходится без устного .
2. Актуализация знаний.
1. Зашифрованное слово (слайд 3)
- Угадайте зашифрованное слово на доске, для этого вам надо решить примеры на листочках.
13 х 3 =
84 : 2 =
8 х 6 =
4 х 20 =
48 : 12 =
80
39
4
42
48

Х
С
У
П
Е



Расположите ответы в порядке возрастания.
Какое слово у вас получилось? (успех)
Что нужно для достижения успеха?
Я желаю вам успеха на урок!
2. Задачи в стихах. (слайд 4)
В поле бабочки летали, Лепестки цветов считали. На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать, Сколько будет лепестков, Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)
Три весёлые мартышки Покупать ходили книжки. И купили книг по пять, Чтобы было что читать. Только глупые мартышки Сосчитать не могут книжки. Ты мартышкам помоги, Сколько книг у них, скажи. (5 х 3 = 15)
3. Выявление места и причины затруднения.
3. Примеры от Знайки( слайд 5)
-У меня на доске записаны примеры. Вычислим первый столбик устно, затем второй:
9 : 3 10 : 5
14 : 2 25 : 5
81 : 1 7 : 2
-Затруднение?
- Что вызвало у вас затруднение?
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Следовательно, чему нам надо научиться сегодня? Какую задачу поставим на урок?
В работе нам готов помочь
Наш верный мудрый Знайка.
Он даже палочки принёс
И говорит: «Считай-ка!» (слайд 6)
- Он предлагает разделить 7 палочек между двумя учениками. Сделайте это на столах.
- Что у вас получилось?
5. Реализация построенного проекта.
-Давайте подумаем, а как это записать.
- Вы нашли блестящие решения!
-Прочитайте тему урока
Минутка здоровья
в парах:
Здороваемся пальчиками, спинками, локотками.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
№ 1, стр. 24 (Моро, Школа России) устная работа
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 2, стр. 24
- Предлагаю вам задания разной сложности.
А) Те, кто не очень уверен в своих силах
Могут поработать с учителем.
Б) Тем, кто более уверен в себе, предлагаю самостоятельно выполнить задание.
- Проверьте с доской вашу работу.
- поднимите руку, кто решил примеры без ошибок.
- Внимательно посмотрите на свои примеры, особенно на делитель и остаток.
-Какую закономерность вы увидели?
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Начертите отрезок длиной 8 см.
-Разбейте его на единичные отрезки по полсантиметра.
- Надо узнать, сколько раз по 4 содержится в 15 и сколько ещё осталось?
- А как ёщё можно?
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу (Слайд 7)
- Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?
8.Рефлексия учебной деятельности.
(слайд 8)
- Ребята, какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
- Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы: (слайд 6)
Сегодня на уроке я узнал(а) .
Сегодня на уроке я научился(лась) .
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ..
Самым интересным было
Наиболее трудным мне показалось ..
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ..
9.Домашнее задание: стр. 24 № 3,4



работа
счёта


Самостоятельная работа.



Самопроверка
Настроение должно быть хорошим, деловым. На уроке работать не лениться.













7 : 2
7 на 2 не делится
Научиться новому способу деления

Пробное учебное действие (работа в парах)
Дети выкладывают 7 палочек и делят на 2
По 3 палочки каждому и ещё одна осталось

Предложения детей
Можно разделить любое число, только ещё что – то останется.





Объяснение учащимися по цепочке


Самостоятельная работа.





Самоконтроль, самооценка.



(остаток меньше делителя)





Мы находим ближнее число к 15, которое делится на 4 – это 12. Остаток 3.
Взаимопроверка.

Деление, таблица умножения, чертить по линейке, знание единиц длины.













Заключение.
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и  учить детей творчеству,  воспитывать  в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность обучения по следующим показателям:  возрастают  гибкость и прочность усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;  существенное повышается интерес к учению, формируется открытость к саморазвитию, учебная ответственность; целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка и рефлексия в учебной деятельности; возникает   возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;  наблюдается повышение общекультурного и личностного развития учащихся;  существенно сокращается  время изучения учебного предмета. За период двух четвертей 20 качественная успеваемость по предметам в 3 классе в среднем повысилась с 75% до 82%, а следовательно количество учащихся, испытывающих затруднения при обучении сократилось.

Качественная успеваемость по предметам в 3 классе.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Список литературы:

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010
Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. Москва, 2005
Панфилова Л. Г. И др. Технология развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК) В. Новгород, 2010
Попова Н. П. Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к учебно – методическому пособию «Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений». ОАОУ НИРО, 2011
Попова Н. П. Формирование опыта учебной творческой деятельности учащихся. Учебно – методическое пособие. В. Новгород: ОАОУ НИРО, 2011
Попова Н. П. Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. В. Новгород, 2011
Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010














Приложение.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115









Диаграмма 4Root Entry