Программа психолого-педагогического сопровождения перехода учащихся из начальной школы в среднее звено

Программа психолого-педагогического сопровождения перехода учащихся из начальной школы в среднее звено


Переход из начальной школы в основную – один из ответственных периодов, что во многом связано с возрастом детей, их особенностями восприятия мира и тем, что ведущая форма деятельности – учебная – только начинает формироваться.
С научных позиций переход из начальной школы в основную связан с тем, что:
обучение становится предметным с участием большого числа новых учителей, предъявляющих различные, а иногда противоречащие друг другу требования к работе учеников во время урока, оформлению тетрадей, к поведению, следовательно, проявляющих субъективизм и авторитаризм в выставлении отметок;
кабинетная система проведения уроков, к сожалению, резко ограничивает детей в возможности организовать их образовательное пространство

Для преодоления негативных факторов, возникающих в переходный период из начальной школы в основную, важно рассматривать данный период как особое образовательное пространство, которое позволит обеспечить постепенный переход учащихся из начальной школы в основную.
Последнее подразумевает прохождение данного периода без серьёзных стрессов, негативных проявлений в жизни ребёнка; создание условий для индивидуализации учебной деятельности, появление индивидуальных приёмов работы у школьников.

Переход детей из начального в среднее звено школы является переломным периодом. Для этого есть определённые основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывает, что успеваемость у многих в этот период падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстранёнными от взрослых. Но связано это не только с закономерным рубежом психологического развития детей. У этого периода есть и другое происхождение – организационно-педагогическое. Он создаётся логикой обучения в школе, несостыковкой программ начальной и средней школ, резким переходом из одной социальной ситуации в другую.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни



школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями – предметниками и прочее.
Одной из причин рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей – предметников:
недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах;
неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
Таким образом, важное значение приобретают организация образовательного пространства и создание педагогических условий, которые способствовали бы:
повышению учебной мотивации;
появлению комфортности в совместной деятельности учащихся с учителями разных предметов;
выработке индивидуального учебного поведения и личных способов учебной деятельности.
Всё в целом направлено на становление младшего школьника как самостоятельной личности, адаптированной к разнообразию образовательного пространства и успешно проявляющей в нём себя.
Предлагаемая система работы на этапе перехода детей из начального в среднее звено есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса. Предполагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа педагогов и администрации школы в течение года.

Цель работы может быть определена как создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Главное не в том, чтобы приспособить ребёнка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие за счёт снижения планки образовательных задач (в пятом классе за I четверть отметки не выставляются, оцениваются результаты обучения за полугодие). В работе выделяются два взаимосвязанных этапа.
Первый этап – формирование готовности к обучению в новой социально – педагогической ситуации – охватывает второе полугодие выпускного (четвёртого) класса.
Второй этап – создание условий для успешной социально – психологической адаптации к новой социальной ситуации – это первое полугодие пятого класса.
Задачи педагогического коллектива – это осуществление непрерывности и преемственности образования в переходный период, который требует объединения и взаимосвязи компонентов:
интеграция и взаимопроникновение программ предметов, которые находят своё продолжение на следующем этапе обучения;
использование форм и методов обучения начальной школы в преподавании предметов средней школы, особенно тех, которые по содержанию являются новыми для пятиклассников;
развивающий и здоровьесберегающий характер образовательной среды;
профессиональная рефлексия педагогов, предполагающая учёт изменений физиологического и психологического характера детей, определение путей в совместной деятельности по учёту индивидуального уровня развития каждого ребёнка;
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в школе;
проведение совместных уроков по основным предметам учителями начальной и средней школы.
Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего администрация школы должна иметь чёткие представления о том, какая команда педагогов «возьмёт» выпускные классы начальной школы и поведёт их дальше. Второе условие – должно быть налажено серьёзное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. Третье условие – администрация школы должна отчётливо понимать, что работа по организации преемственности необходима школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.

Основные направления работы

организационная работа (проведение педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами)
педагогическая диагностика
консультативная работа с педагогами, учащимися, родителями
аналитическая работа

Организационная деятельность

1.Совещание по организации работы и принятие программы преемственности.
2. Семинары для классных руководителей и учителей предметников 5 классов для ознакомления с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.
3. Круглый стол с участием учителей – предметников, учителей начальных классов для выработки общих требований к пятиклассникам.
4. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами - предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, формами и методами организации учебной деятельности, стилем взаимоотношений педагога с детьми и учащихся между собой для использования приёмов обратной связи в 5-х классах, ознакомление с программой и системой требований учителей начальной школы.

Педагогическая диагностика

Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью глубокого определения уровня знаний, умений и навыков по основным предметам начальной школы в соответствии со стандартами начального общего образования. Ассистентами на контрольных работах могут быть учителя – предметники, которые будут работать в этом классе на будущий год.
Второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса. Используются те же измерители, что и в конце обучения в начальной школе. Результаты сопоставляются, анализируются и делаются выводы.

Консультативная работа

Работа с педагогами проводится в виде групповых консультаций. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к средней школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Работа с самими детьми – это прежде всего помощь в освоении нового стиля общения со взрослыми и сверстниками, в регуляции собственного состояния, выработке эффективных приёмов организации учебной деятельности. Всё это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Аналитическая работа

Направлена на осмысление проводимой системы психолого-педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы. Анализ ситуации даёт участникам программы (учителям, администрации школы, родителям) возможность обсудить формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данных классах.





ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ВЫПУСКНЫЕ КЛАССЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.
Совещание администрации: определение учителей, которые будут работать в 5-х классах в следующем учебном году
Февраль
Директор

2.
Координационное совещание для учителей 4-5 классов: организация преемственности
Февраль
Зам. директора по УВР

3.
Посещение уроков в 4-х классах учителями среднего звена
Февраль-март
Зам. директора по УВР

4.
Диагностика уровня ЗУН учащихся выпускных классов в соответствии с графиком
Апрель-май
Зам. директора по УВР, учителя начальных классов

5.
Проведение классного часа «Как подружиться со школой»
Апрель-май
Учителя

6.
Знакомство с учебным процессом в среднем звене. Экскурсия по кабинетами.
Апрель-май
Учителя начальных классов, учителя-предметники

7.
Проконтролировать проведение индивидуальных занятий со слабоуспевающими учениками 4-го класса
Апрель
Зам. директора по УВР, зав. кафедрой

8.
Совещание для учителей 4-х классов по результатам диагностик
Май
Зам. директора по УВР

9.
Родительские собрания «Итоги диагностики и адаптационный период в пятом классе»
Май
Учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников







АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ПЯТЫХ КЛАССАХ



Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.
Координационное совещание для учителей 4-5 классов: организация преемственности
Август
Зам. директора по УВР

2.
Круглый стол для учителей- предметников для выработки единых требований к пятиклассникам
Август
Участники адаптационного периода

3.
Родительское собрание «Особенности периода адаптации детей в пятом классе»
Сентябрь
Классные руководители

4.
Посещение уроков в 5 классах учителями начальной школы
Сентябрь
Учителя начальных классов

5.
Входные контрольные работы по математике, русскому языку, чтению
Сентябрь- октябрь
Зам. директора по УВР, учителя-предметники

6.
Сравнительный анализ с итоговым результатом за начальную школу
Октябрь
Зам. директора по УВР

7.
Педагогический консилиум для учителей-предметников «Психолого-физиологические аспекты адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено»
Индивидуальные особенности детей «группы риска»
Октябрь
Зам. директора по УВР и социальный педагог

8.
Контрольные работы по математике, русскому языку
Февраль
Зам. директора по УВР, учителя-предметники

9.
Сравнительный анализ материалов по результатам адаптационного периода
Декабрь
Зам. директора по УВР

10.
Совещание для учителей 5-х классов по итогам года
Апрель
Зам. директора по УВР, учителя-предметники








Заголовок 115