Статья в журнал «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ


Статья в журнал
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
в условиях учреждения дополнительного образования»
(из опыта работы МАУДОД ЦВР «Планета взросления»)
Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования.
В городе Хабаровске нет специализированных учреждений, оказывающих абилитационную и коррекционную помощь детям с нарушениями в развитии, помощь их родителям в создании оптимальных условий для развития ребёнка, включения в повседневную жизнь семьи коррекционно-развивающих подходов. Дети с ОВЗ находятся в изоляции, не имея полноценных возможностей общаться со своими сверстниками. Опыт работы МАУДОД ЦВР «Планета взросления» с такими детьми, позволил пойти навстречу просьбе центра абилитации детей и подростков с генетическими отклонениями «Содружество» оказать помощь в организации образовательно-досуговой деятельности детей с синдромом Дауна, создании условий для развивающих занятий. С этой целью специалистами Центра была разработана адаптированная общеобразовательная программа и организована работа клуба «Солнечный город».
Работа клуба включает в себя образовательную и досуговую деятельность. Общая система организации образовательного процесса для «солнечных» детей представлена циклом учебных занятий, направленных на развитие моторики, музыкально-ритмических движений, навыков работы с различными материалами (ДПИ), развитие речи. Обучение детей с синдромом Дауна строится с учетом психологических особенностей детей и опирается на их сильные стороны. Игры и упражнения повторяются, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми структуры занятия и правил поведения в группе. По мере усвоения материала и с учетом зоны ближайшего развития детей, постепенно вводятся новые упражнения, варьируется содержание изученных. Большое внимание на занятиях с детьми с синдромом Дауна педагоги МАУДОД ЦВР «Планета взросления» уделяют развитию моторики. Для этого используют пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, массаж пальчиков, упражнения по лепке, рисованию, собиранию мозаики, пазлов, вырезывание.
Участие вместе с родителями в театрализованных праздниках и конкурсно-игровых программах, помогает детям с синдромом Дауна постепенно адаптироваться к досугово-образовательной среде учреждения ДОД.
Воспитательные мероприятия и обучающие занятия проходят с успешным участием детей, востребованы родителями. Воспитанники клуба «Солнечный город» участвуют в выставках ЦВР «Планета взросления», а также всероссийских дистанционных конкурсах «Таланты России» и «Весеннее вдохновение».
Особое внимание в работе клуба «Солнечный город» педагоги уделяют взаимодействию с родителями. Педагоги предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятий и каков смысл упражнений, предлагают конкретные задания для занятий дома.
В рамках организации деятельности с детьми с синдромом Дауна администрацией МАУДОД ЦВР «Планета взросления» было налажено сотрудничество с «Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения». Ежемесячно специалисты этого центра проводят индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ и групповые тренинговые занятия («Игра в жизни ребенка», «Тренинговая группа», «Развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна» и др.), направленные на принятие ребенка с синдромом Дауна и коррекцию поведения в отношении его.
Также специалисты краевого центра проводят и обучение педагогов ЦВР «Планета взросления». Проводимые ими тренинги и мастер-классы по арт-терапевтическим методикам, дают возможность педагогам применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, добиваться более высоких результатов в обучении детей с ОВЗ, поддерживать их интерес к занятиям.
Положительная динамика по основным интеллектуальным и двигательным показателям, позволила привлечь к посещению клуба «Солнечный город» других детей. Три воспитанника поступили в дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида. Совместные мероприятия с детьми других объединений, дали педагогам возможность увидеть, что такое взаимодействие между детьми способствует более быстрому процессу адаптации и социализации «особого» ребенка в группе сверстников. Педагогический коллектив МАУДОД ЦВР «Планета взросления» убежден, что деятельность клуба «Солнечный город» поможет родителям лучше понять своих детей, а детям даст возможность получить опыт успешной деятельности в творческой атмосфере учреждения дополнительного образования детей.
Методист МАУДОД ЦВР
«Планета взросления» С.В.Давыдкина