План конспект по окружающему миру на тему Как живут животные?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пгт. Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
План конспект урока окружающего мира
в 1 «в» классе
Учителя начальных классов
Щербакова Виктория Анатольевна
пгт.Смирных2016
УМК: «Школа России».
Программа: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас».
Класс: 1 «в»
Тема: Как живут животные?
Цель: систематизировать и расширить представления учащихся о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Задачи:
Образовательные: формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Развивающие: развивать познавательную активность; формировать умение работать в группах, развивать коммуникативные умения; умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать желание охранять природу.
Планируемый результат: познакомить учеников с жизнью животных.
Тип урока: получение новых знаний.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Место проведения: кабинет №6.
2
1
3
3
3


2
1

- доска- стол учителя
3

- парты учащихся
Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 мин I. Мотивация к учебной деятельности Здравствуйте ребята!
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Ребят, а давайте улыбнемся друг другу, подарим свою улыбку окружающим.
Дети приветствуют учителя.
Проверяют рабочие места.
Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Слушают учителя.
Улыбаются друг другу и учителю.
7 мин II.Актуализация знаний. А мы наш урок начнем с того, что немножко вспомним о том, что мы узнали на прошлом уроке.
Итак, о чем же мы говорили на прошлом уроке?
На какие группы можно разделить все растения?
– Как называются цветы, которые растут на подоконнике в нашем кабинете?
– Сделайте вывод: что общего у всех растений?
– Как вы думаете: растения живые или нет? Почему?
А какие же условия необходимы растениям для их жизни?
А теперь ответим на вопросы теста по этой теме.
1.Зачем комнатные растения поливают?
А) чтобы помыть корни;
Б) чтобы напоить растение;
В) чтобы увлажнить землю в горшке.
2. Почему многие комнатные растения ставят близко к окну?
А) чтобы им было больше свежего воздуха;
Б)чтобы им было больше света;
В) чтобы им было прохладнее.
3. Чего боятся комнатные растения?
А) кошек и собак;
Б) холода;
В) воды;
Г) людей
4. Что необходимо растениям для жизни?
А) вода, воздух, свет, тепло;
Б) крепкий горшок и высокий подоконник;
В) соседство с домашними животными.
- Проверяем!
Говорили мы о том, «Как живут растения?».
Деревья, кустарники, травы
Комнатные растения.
Корень, стебель, листья, цветок плод с семенами.
Живые. Они растут, приносят потомство и умирают
Растениям необходимы для жизни – вода, воздух, свет и теплоПолучают карточки, отвечают на вопросы.
Молодцы ребята, я вижу многие справились с этими заданиями, ну а те ребята, кто допустил ошибки дома еще раз повторят эту тему и уже потом ошибаться не будут.
4мин III.Постановка учебной задачи. Ребята, отгадайте загадку.
Дом открыт со всех сторон.
В доме тысячи колонн.
Под колоннами – ковры.
Над колоннами – шатры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
Что есть в лесу и кто в нём обитает?
А как можно назвать одним словом?
Предположите, о чём мы будем говорить в течение оставшегося времени?
Совершенно верно. Будем исследовать условия жизни животных.
Лес
Птицы, звери, насекомые.
Животные.
О животных.
1 мин III. Физкультминутка Мы словно деревья
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весной мы выше и выше растем
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Дети повторяют движения
20 мин IV.Открытие учащимися новых знаний
Работа по учебнику
Работа по тетради
– Вспомните, с какими группами животных вы знакомы и назовите их основное отличие.
Мы знаем, что растения живые существа, а животные?
Совершенно верно. А еще животные размножаются, строят себе жилища. Наличие всех этих признаков говорит о том, что животные – это…
А сейчас давайте во всем этом убедимся подробнее, и познакомимся с тем, как животные питаются. Я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Загадки эти о животных.
Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу.
Зверька узнаем мы с тобойПо двум таким приметам: Он в шубе беленькой - зимой,А в серой шубке - летом.
Эта рыжая плутовка,Кур ворует очень ловко.Волку серому сестричка,А зовут её …
Что за странная зверушкаПо дорожке скачет?И не мягкая игрушка, И не круглый мячик.У неё одни слова:Знает только «Ква, ква, ква…»
Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка Звать её ...
 
Давайте вспомним характерные признаки этих животных.
Какое животное осталось неназванным?
К какому же классу животных мы ее можем отнести?
Может к птицам? Почему?
Может быть тогда к насекомым?
Ну тогда – к зверям?
Значит – к рыбам! Почему же?
Чем тело покрыто у рыб?
А у лягушки она есть?
Что же за животное такое – лягушка?
Лягушка живет только в воде?
Так вот, такие животные, которые способны жить и в воде и на земле называются «земноводные».
Название таких животных произошло от двух слов – «земля» и «вода». О земноводных подробнее мы узнаем несколько позже. А пока нам необходимо разобраться, чем же питается каждое животное.
Начнем с того, что живому существу нужно питание. Откройте учебники на стр.72. Рассмотрите рисунок. В верхнем ряду изображены животных. Во втором ряду взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. На партах у вас лежат пять пар фишек, разных по цвету.
Накройте одним цветом животное и то, кто из них что ест?
А теперь давайте проверим
- Какой вывод мы можем сделать?
- Рассмотрите следующий рисунок. Определите, каким животным принадлежат эти части тела. Какой вывод мы можем сделать?
- Как могут передвигаться животные?
Животные приносят потомство и заботятся о нем. Многие животные строят для своей семьи жилье.
- Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит.
Возьмите пять пар цветных фишек. Ими надо накрыть хозяина и его жилье на рисунках задания 3 учебника.
(Учитель проходит и проверяет выполнение задания).
- У какого животного жилье называется норой?
Хомяк роет свою нору под землей и прячет в нее запасы на зиму.
- Рассмотрите жилье бобра. Кто знает как оно называется?
Часть хатки со входом находится на берегу водоема, а часть – под водой.
- У каких животных домики в виде гнезда?
Правильно, и ласточка, и оса строят гнезда.
- А что делает дятел?
Перечислите все виды домов, которые здесь изображены.
- Все они разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведет животное. Где, как правило, находятся гнезда? Почему?
Где находятся норы? Почему?
- Птицы летают, поэтому их гнезда – на деревьях, кустарниках.
Рыбы плавают, поэтому их жилье – под водой.
Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землей.
Попробуем смоделировать природные дома животных. Для этого нам понадобится рабочая тетрадь, ножницы и клей.
Для кого же так стараются звери и птицы, выстраивая надёжные и уютные жилища?
Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем.
Конечно же. Послушайте: кажется, кто-то попискивает…/Появляется игрушка Цыплёнок/.
-Почему же цыплёнок пищит, кого он потерял?/Маму/.
Игра «Помоги найти маму»
Помогите малышам:Потеряли дети мам.Без родителей, одниПопадут в беду они.Помогите малышам!Поскорей найдите мам!
Послушайте внимательно стихотворения и ответьте на вопрос.
Жеребенок тонконогийБойко скачет по дороге.Он такой скакун хорошийНе догонит мама …
Шею вытянул гусенок,Озирается спросонок.Еле-еле соню-сынаПод крыльцом нашла…
Верблюжонок у воротМаму жалобно зовет,Не бойся, не заблудится,Придет домой …
Купаться в речке страшновато,Залезли в лужу поросята.Умылась дружная семья —Не узнает детей …
— Эй, утята, вы куда?Здесь собачья будка!Ждет вас около пруда Ваша мама …
— Ну-ка марш назад, цыплятки!Залезать нельзя на грядки!Ищет вас, волнуется Ваша мама …
— Му-у! — мычит теленок.  — Му-у! Очень грустно одному!  — Му-у! — охрип малыш от рева. — Му-у! — нашла его … 
Опустив печально хвостик,Маму ждет послушный ослик.Целый день должна трудитьсяМама ослика — …
Забрели четыре братаВ поле сладкого овса. — Эй, пора домой, ягнята!Вас домой зовет …
Малыши и мамы рады —Снова вместе, снова рядом,И за помощь всех ребятМалыши благодарят.
Насекомые – 6 ног,
рыбы – чешуя, птицы – перья,
звери –шерсть
Животные живые, потому что они способны передвигаться, питаться, расти, дышать и каждое животное, точно как и растение способно умирать
Живые существа
Белка
Заяц
Лисичка
Лягушка
Синичка
Лиса, белка и заяц – это звери, потому что их тело покрыто шерстью; а синица – это птица, так как ее тело покрыто перьями.
Лягушка
Нет, у нее нет перьев.
Нет, у нее 4 ноги, а у насекомых их 6.
Нет, у лягушки нет шерсти, как у всех зверей.
Да, она живет в воде.
Чешуей.
Нет.
(Затруднение с ответом)
Нет, она иногда еще и по земле может прыгать.
Самостоятельная работа детей.
Дети сверяют свои ответы с ответами на доске
Все животные питаются.
Все животные передвигаются.
Летать, ходить, прыгать, плавать.
Рассматривают рисунок в учебнике, работают в парах с цветными фишками.
У хомяка
Хатка
У ласточки
Дупло.
Нора, гнездо, дупло, хатка
На деревьях
Учащиеся вырезают изображения животных из Приложения (с. 65) и помещают их на странице 50 тетради. Соседи по парте проверяют работу друг друга, затем наклеивают рисунки.
Чтоб спастись от врагов и для детёнышей
Один ученик работает за компьютером, соединяет маму и детеныша.
А другие ученики играют с учителем
2мин IV. Физкультминутка А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. (Звучит фонграмма «В мире животных».Учащимся предлагается изобразить, имитировать движения животных, прыжки, взмахи крыльев и т.д.)
Дети повторяют движения за одним из учеников.
3 мин V. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Прочитайте ещё раз все условия жизни животных.
Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним, и экзотическим, которые живут в других странах.
Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека.
Это забота человека о животных.
Как мы можем заботиться о животных?
Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения погибнут. А природе нужны все: и те, кто делает мёд, и те, кто делает яд.
Чтение вывода на стр. 73
Кормить, строить кормушки.
2 мин VI. Итог урока. Рефлексия Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего урока?
- О чём сможете рассказать дома родителям?
- Докажите, что животные живые.
- Что необходимо животным для жизни?
Сделайте вывод :-На Земле живут давно
Звери, рыбы, птицы.
А чтобы жить, им , как и нам,
Приходится трудиться.
Они живые, а чтоб жить,
Они должны дышать,
Они должны и пить.
По-разному передвигаются,
И конечно же, питаются,
Заводят и потомство,
То есть размножаются.
К сожаленью, всегда бывает-
Всё живое на Земле
Растёт и умирает.
Оцените свои достижения на уроке. Объясните свой выбор? Отвечают на вопросы учителя.
Животные дышат, питаются, передвигаются, размножаются, растут, умирают.
Оценивают свои действия на уроке.