Конспект урока по окружающему миру на тему как живут животные


конспект урока по окружающему миру в 1 классе
тема урока: Как живут животные?
Цели деятельности учителя:формирование представлений о признаках живого и условиями, необходимыми для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за животными живого уголка и заботой о зимующих птицах.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе.
Получат возможность научиться: ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленнуюинформацию для получения новых знаний.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказыватьв сотрудничестве взаимопомощь.
Оборудование: 1. Карточки со славами: растения, животные, пища, вода, тепло, воздух, свет, 2. Презентация «Кто живет в лесу?», 3. Карточка – задание «Как живут животные?», 4. Буклет «Кто живет в лесу?»
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Долгожданный дан звонок – начинается урок.
На уроке мы сегодня будем все внимательны
И с заданием справляться будем обязательно.
2. Повторение пройденного.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живет и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни?
3. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Как живут животные? Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это».(Ответы детей.)
1.  Работа с учебником (с.52)
Учитель. Начнем с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите верхний рисунок на странице 52. Назовите изображенных животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Чем каждый из них питается? (Ответы детей.)
Учитель. А теперь рассмотрите нижний рисунок на странице 52.
- Кто здесь изображен? (Это семья кабанов.) Найдите на рисунке кабана-папу (самца), кабана-маму (самку), детенышей (поросят). Чем детеныши отличаются от взрослых кабанов? Послушайте загадку. О ком она?
Полосатая спинка,А на спинке — щетинка.
 Детеныши растут, развиваются и постепенно превращаются во взрослых животных. А кто знает, что едят кабаны? (Ответы детей.) Кабаны едят все, что смогут найти. Но больше всего они любят желуди. Давайте нарисуем для них желуди.
Итак, первый признак живого существа – ПИТАНИЕ.
- О каком втором признаке мы начали говорить, познакомившись с детенышами кабанов? (Ответы детей.)
- Появление на свет потомства – РАЗМНОЖЕНИЕ – второй признак.
- У живых существ на свет появляются дети. Я сейчас для вас проведу игру «Потерялись малыши». Учитель читает стихотворение, а ученики называют маму.
Помогите малышам:Потеряли дети мам.Без родителей, одниПопадут в беду они.Помогите малышам!Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогийБойко скачет по дороге.Он такой скакун хорошийНе догонит мама …(лошадь) .Шею вытянул гусенок,Озирается спросонок.Еле-еле соню-сына Под крыльцом нашла…(гусыня) .Куда бы спрятаться козленку?Какой-то зверь летит вдогонку.Не бойся! — это стрекоза.Прогонит вмиг ее … (коза).
Что стряслось у индюшат?Почему они спешат?У сарая за кадушкойЧервяка нашла …(индюшка) .Купаться в речке страшновато,Залезли в лужу поросята.Умылась дружная семья —Не узнает детей …(свинья) .— Ну-ка марш назад, цыплятки!Залезать нельзя на грядки!Ищет вас, волнуется Ваша мама …(курица) . Опустив печально хвостик,Маму ждет послушный ослик.Целый день должна трудитьсяМама ослика — … (ослица) .Забрели четыре брата В поле сладкого овса. — Эй, пора домой, ягнята!Вас домой зовет … (овца).
Малыши и мамы рады —Снова вместе, снова рядом,И за помощь всех ребятМалыши благодарят. Я. Пишумов
Учитель. Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем. Многие животные строят для своей семьи жилье.
2.  Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
3. Работа с учебником (с.53)
Учитель. Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каком животном идет речь, и найдите его жилище на странице 53 учебника.
1. Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тины,И плотину. (Бобр строит хатку.)
2. Плотник острым долотомСтроит дом с одним дуплом. (Дятел живет в дупле.)
3. Сделал дыру, вырыл нору.Вот спальня, вот кладовка – Всё сделано ловко. (Хомяк роет нору.)
4. Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины. (Ласточка вьёт гнездо.)
5. Модница крылатая,Платье полосатое.Ростом хоть и кроха,Укусит, будет плохо. (Оса строит гнездо.)
Учитель. Для чего животным нужен дом? (В жилище животные выводят детенышей. Здесь тепло.)- Значит, для жизни животных нужно ТЕПЛО.
- Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо? (ВОЗДУХ и СВЕТ)
Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Перечитайте получившиеся ответы, и скажите, что же необходимо животным для жизни? (Ответы детей.)
4.Презентация «Кто живет в лесу?»
После просмотра презентации учащиеся выполняют карточку – задание «Как живут животные?»
В конце урока учащиеся получают буклет «Кто живет в лесу?»
4. Итог урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке, мы искали ответ на вопрос: Как живут животные?
Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос?
Если вы считаете, что смогли, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не нашли ответ – покажите красный сигнал.