Конспект урока по окружающему миру Как живут животные (1 класс)


Окружающий мир.
1 класс УМК « Школа России»
Тема урока " Как живут животные?"
Цели:
Образовательные:
Познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Способствовать воспитанию бережного отношения к животным.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Предметные:
Знания: познакомятся с условиями жизни животных.
Умения: научатся правильно называть детёнышей животных.
Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ("Как называют ребяток - зверяток?")
Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы
Личностные:
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа "хорошего ученика"
Ход урока
Слайд 1.
1. Организационный момент.
Учитель
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2. Повторение пройденного.
Слайд 2. Муравьишка по дороге к вам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое.
Учитель
- Докажите это муравьишке ещё раз, чтобы он запомнил.
(Растение растёт, развивается, размножается, умирает).
Правильно, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живет и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни? На доске карточки. (Выходит один ученик и убирает ненужные карточки). (Слайд 3)
(Растениям необходимы: вода, тепло, воздух, свет. Мы должны беречь растения, заботиться о них, любить.
Учитель
Я хочу сказать большое спасибо дежурным в нашем классе, которые следили за нашими растениями, в течение недели.
Учитель
- Ребята. Ещё раз скажите, что вы делали и для чего. (Приёмы ухода за комнатными растениями: поливали, рыхлили, поворачивали более вялой стороной к свету, протирали от пыли листья, обрывали, если нужно, сухие листочки. Каждому растению нужен свой уход.)3. Изучение нового материала.
Учитель. Вспомните, кто помогал нам на каждом уроке окружающего мира узнавать что-то новое, кто задавал нам непростые, но интересные вопросы? (Мудрая черепаха) (Слайд) 4.
 - Сегодня Мудрая черепаха не смогла присутствовать на нашем  уроке, но прислала нам письмо. Давайте его прочитаем.
Учитель читает письмо.
      Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, т.к. мой друг затеял полезное и очень важное дело, и я должна ему помочь.
     Однако я хотела бы, чтобы вы не скучали  и ответили на мой новый вопрос. А вы знаете, как живут животные?
     В добрый путь!                    
 Ваш друг.
Слайд.5
Учитель. Я думаю, что мы ответим на этот вопрос, так как у вас уже есть собственный опыт общения с животными. Почти каждый из вас пришёл сегодня в класс не один, ребята, а вместе со своими друзьями. Здесь есть… Как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние). Есть ещё одна группа животных, это животные…? (Дикие).
Выключить экран.
-Животных в природе много, все они разные.
-Вспомните, с какими группами животных вы уже знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)
- А что еще мы должны узнать о животных? (Как живу, чем питаются, как выводят потомство).
- Мы должны сегодня выяснить, что необходимо животным для жизни и чем они отличаются от растений.
Учитель. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Нужно быть внимательным и наблюдательным).
Проверим ваше внимание.
Учитель. - Как размножаются растения? (Семенами)
Учитель. - Как появляются на свет животные? (Рождаются)
Слайд 9.
5155565125095 Учитель. Игра "Потерялись малыши" 
Мне нужен помощник. (ребенок у доски, с остальными игра в мяч).
1. Волк - волчонок 2. Медведь - медвежонок 3. Лошадь – жеребенок
4. Белка - бельчонок 5. Корова – теленок
6. Индюк – индюшонок
7. Ёж - ежонок 
8. Кошка – котенок
9. Овца – ягнёнок
10. Кабан - поросёнок 
11. Собака – щенок
Учитель. -Молодцы!
4.Объясни свою точку зрения.
Учитель. Работать мы будем в группах. Сегодня на уроке вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением животных.
Учитель. Скажите, ребята, люди какой профессии занимаются изучением животных? Слайд.6 ( Это зоологи. «Зоо» – животное, «логос» – наука. Зоология – наука, изучающая животных.)Учитель.- И вы, ребята на сегодняшнем уроке становитесь зоологами.
Слайд.7
1 группа «Юные зоологи»
2 группа «Соседи по планете»
3 группа «Защитники природы»
Учитель. Выберите капитана.
Учитель.
Слайд 8
51803301333501.Работаем дружно. 2.Важно мнение каждого.3.Распредели обязанности. 4.Объясни свою точку зрения. Осталось вспомнить правила работы в группах.
1.Работаем дружно.
2.Учитываем мнение каждого.
3.Распредели обязанности.
Практическая работа.
4829175499110Учитель. Каждая группа сначала слушает вопрос, который оставила для вас Мудрая черепаха, а затем, после команды учителя, приступает к выполнению задания, чтоб ответить на этот вопрос.
1 группа «Юные зоологи»
Слайд 10.
Учитель. - Животное родилось и что ему сразу необходимо? (Питание) Начнем с того, что живому существу нужно питание.
У вас на карточке изображены животные и предметы, которые являются пищей для этих животных. Определите, чем каждый из них питается.
Сделайте вывод, выбрав правильный вариант ответа.
5033010198755Слайд 11.
2 группа «Соседи по планете»
Учитель. -Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.)  С помощью чего разные животные могут передвигаться? Определите, кто и как передвигается?
Сделайте вывод, выбрав правильный вариант ответа.
Слайд 12.
3 группа «Защитники природы»
Учитель. - Где животные выводят своё потомство? ( В жилищах.) 
Определите, чьи постройки показаны на рисунке? Определите: кому какое жилье принадлежит? Ответьте на вопрос: «Для чего животным нужен дом?
Сделайте вывод, выбрав правильный вариант ответа.
Выключить экран
Учитель. -Время выполнения задания ограничено. Каждой группе на выполнение задания даётся не более 2 минут. После окончания его выполнения просигнализируйте об этом учителю зеленым сигналом. Если у вас, ребята возникнут трудности, то поднимите красный сигнал и учитель обязательно вам поможет. Вы готовы? Приступайте к выполнению задания.
Слайд 13-14.
- 1 группа «Юные зоологи»
Ученик. - Мы определили, что это за животные и чем они питаются…
Вывод: все животные питаются, но для роста им нужна не только пища, но и вода.
Слайд 15-16.
2 группа «Соседи по планете»
Учитель. - Мы определили, каким животным принадлежат эти части тела и для чего они служат…
Вывод: все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству. 
Слайд 17.
3 группа «Защитники природы»
Учитель. -Мы определили, чьи постройки показаны на рисунке...
Вывод: животным для жизни необходимо тепло, так как ещё в жилище животные выводят детенышей.
Слайд 18
Учитель. - Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо, что необходимо им для жизни? (ВОЗДУХ, так как животные дышат и СВЕТ)
Итог урока.
Выключить экран
Учитель. - Ответ на какой вопрос мы искали на сегодняшнем уроке? (Как живут животные).
Учитель. - Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос?
Учитель. - Докажите, что животные, как и растения - живые существа.
Ученики: все животные дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются и умирают.
Учитель. - Чем они отличаются от растений? (Животные имеют возможность дышать, передвигаться, добывать самим пищу, охотиться, а растения не двигаются, питаются за счёт воды).
Слайд 20.
Рефлексия
Учитель. - Поделитесь своими впечатлениями от урока.
Кто из вас считает, что справился с сегодняшними заданиями, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не справился – покажите красный сигнал.
 
КАРТОЧКИ
4829175499110Учитель. Каждая группа сначала слушает вопрос, который оставила для вас Мудрая черепаха, а затем, после команды учителя, приступает к выполнению задания, чтоб ответить на этот вопрос.
1 группа «Юные зоологи»
Слайд 10.
Учитель. - Животное родилось и что ему сразу необходимо? (Питание) Начнем с того, что живому существу нужно питание.
У вас на карточке изображены животные и предметы, которые являются пищей для этих животных. Определите, чем каждый из них питается.
Сделайте вывод, выбрав правильный вариант ответа.
5033010198755Слайд 11.
2 группа «Соседи по планете»
Учитель. -Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.)  С помощью чего разные животные могут передвигаться? Определите, кто и как передвигается?
Сделайте вывод, выбрав правильный вариант ответа.
Слайд 12.
3 группа «Защитники природы»
Учитель. - Где животные выводят своё потомство? ( В жилищах.) 
Определите, чьи постройки показаны на рисунке? Определите: кому какое жилье принадлежит? Ответьте на вопрос: «Для чего животным нужен дом?
Сделайте вывод, выбрав правильный вариант ответа.
Учитель. -Время выполнения задания ограничено. Каждой группе на выполнение задания даётся не более 2 минут. После окончания его выполнения просигнализируйте об этом учителю зеленым сигналом. Если у вас, ребята возникнут трудности, то поднимите красный сигнал и учитель обязательно вам поможет. Вы готовы? Приступайте к выполнению задания.