план конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему Как живут животные


Министерство образования и науки Республики Бурятия
МОУ Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 2.
План-конспект урока по предмету «Мир вокруг нас» в 1 классе
Тема: «Как живут животные?»
Учитель: Арапчаева О.А.
г. Кяхта
Тема урока: Как живут животные?
Цель урока: Развитие личности в процессе учебной деятельности; ознакомление с образом жизни животных.
Задачи урока:
учебно-познавательная: систематизировать и расширить представления учащихся о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни.
развивающая: способствовать развитию памяти, логического мышления, внимания, воображения, монологической, диалогической речи; умения рассказывать, правильно высказывать свои мысли.воспитывающая: способствовать воспитанию бережного отношения к животным, уважения к друг другу.
Оборудование:
у учителя: карточки с изображением животных (лиса, лягушка, медведь, кабан, бобр, заяц, синица); изображение желудей и другого корма (например: листья, комары, гусеница).у учащихся: учебник 2Мир вокруг нас», рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что животные питаются, рзмножаются, заботятся о потомстве, передвигаются, строят жилища; научиться перечислять условия, необходимые животным для жизни.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы
Орг.момент
Актуализация знаний
Сообщение целей и задач урока
Изучение нового материала
ФизминуткаРаскрытие темы урока
Закрепление изученногоИтог урока Добрый день, девочки! Приготовимся к уроку «Мир вокруг нас». Проверим наше рабочее место.
Ну вот и хорошо, к уроку мы готовы, а значит можем начинать.
А начнем наш урок с того, что немножко вспомним о том, что мы узнали на прошлом уроке. Итак, о чем же мы говорили на прошлом уроке?
Что мы узнали о жизни растений?
Молодец!
А какие же условия необходимы растениям для их жизни?
Хорошо! А теперь давайте вспомним стишок, который разучили про ВВСТ на прошлом уроке (хором)
Все мы вспомнили очень хорошо. НО! Мудрая черепаха и Муравей – Вопросик задают нам новый вопрос: Про растения вы узнали, а животные? Как же живут животные?»
Сегодня на уроке мы должны обязательно найти ответ на этот вопрос.
Мы знаем, что растения живые существа, а животные? Живые ли они? Давайте попробуем это доказать.
Совершенно верно. А еще животные размножаются, строят себе жилища. Наличие всех этих признаков говорит о том, что животные – это…
А сейчас давайте во всем этом убедимся подробнее, и познакомимся с тем, как животные питаются. Я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Загадки эти о животных, с помощью которых мы узнаем об их питании.
1)Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (С каждым ответом на доске появляется изображение названного животного).
2)Кто с высоких темных сосен, в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек, промелькнул, как огонек?
3)Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
4) Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика.
5) Выпуча глаза сидит, «Ква!» - по-русски говорит, родилась в воде, а живет на земле.
Откройте, пожалуйста учебники на странице 52. На верхнем все те животные, которых мы назвали с помощью загадок.
Давайте вспомним характерные признаки этих животных.
Какое животное осталось неназванным?
К какому же классу животных мы ее можем отнести? Может к птицам? Почему?
Может быть тогда к насекомым?
Ну тогда – к зверям?
Значит – к рыбам! Почему же? Чем тело покрыто у рыб? А у лягушки она есть?
Что же за животное такое – лягушка?
Лягушка живет только в воде?
Так вот, такие животные, которые способны жить и в воде и на земле называются «земноводные».
Название таких животных произошло от двух слов – «земля» и «вода». О земноводных подробнее мы узнаем несколько позже. А пока нам необходимо разобраться, чем же питается каждое животное.
Приготовьте красный карандаш: линиями соединим животное и то, чем оно питается.
Лиса питается
Белка –
Лягушка –
Синица –
Заяц –
С этим заданием справились. Предлагаю вашему вниманию еще одну загадку:
Лежит под пнем, крутит хвостом, а тои в луже, чуть не тужит.
Молодцы! А свинья – это домашнее животное или дикое?
Бывают ли дикие свиньи? Диких свиней называют - кабаны.
Обратите внимание на доску (иллюстрация кабана), чем кабаны отличаются от домашних свиней?
В учебнике на странице 52 на нижнем рисунке тоже изображены кабаны.
Мы только что говорили о питании лягушек, лисы, белки, зайца, а чем же питаются кабаны? Что же они любят вы узнаете, если ответите на следующий вопрос:
Круглая шляпка, коричневый бок. Прыгнул на землю, вырос дубок.
Вспомните, на прошлом уроке о желудях мы тоже говорили. Желудь – это плод дерева под названием –
В прямоугольнике на странице 52 Мудрая Черепаха просит вас нарисовать желуди.
Что вы видите на рисунке?
Как их можно назвать одним словом? когда и большие и маленькие живут вместе?
Верно – это папа, мама и их дети; папу-кабана зовут – самец, а маму – самка, а детенышей – поросята.Чем детеныши поросята отличаются от взрослых кабанов?
Послушайте загадку, о ком она?
-Полосатая спинка, а на спинке щетинка. Молодцы!
А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. (Звучит фонграмма «В мире животных». Учащимся предлагается изобразить, имитировать движения животных, прыжки, взмахи крыльев и т.д.)Продолжим наш урок. Какой признак живого мы узнали о животных? Что они умеют делать подобно всем живым существам?
Для того, чтобы узнать еще один признак – предлагаю вам игру «Доскажи словечко»
Помогите малышам – потеряли дети мам, без родителей они попадут в беду одни. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
-Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге. Но такой скакун хороший, не догонит мама –
- Шею вытянул гусенок, озирается спросонок. Еле-еле соню сына под крыльцом нашла –
- Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет. Не бойся, не заблудится, придет домой –
- Что стряслось у индюшат? Почему они спешат? У сарая за кадушкой червяка нашла –
-Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка! Ждет вас около пруда ваша мама –
-Олененок – озорник за кустом к земле приник. Притаился тихо – тихо. Пусть поищет –
- Опустив печально хвостик, маму ждет послушный ослик. Целый день должна трудиться мама ослика –
- Забрались 4 брата в поле сладкого овса. Эй, пора домой, ягнята, вас домой зовет-
-Куда бы спрятаться козленку? Какой –то зверь бежит вдогонку. Не бойся! – это стрекоза. Прогонит вмиг ее –
-Купаться в речке страшновато, залезли в лужу поросята. Умылась дружная семья, не узнает детей –
- Ну-ка, марш назад, цыплята! Залезать нельзя на грядки! Ишет вас волнуется, ваша мама –
- Му-у! Мычит теленок. Му-у! Очень грустно одному. Му-у! Охрип малыш от рева. Му-у! Нашла его –
- Малыши и мамы рады, снова вместе, снова рядом. И за помощь всех ребят малыши благодарят.
Что мы можем сказать про всех этих животных?
Значит животные приносят потомство и
А еще они заботятся о своем потомстве.
Далее предлагаю вам выполнить задание на странице 53 учебника. Перед вами части тела животных. Выясним для чего они служат?
Что же животные умеют делать благодаря этим частям тела?
Да, животные передвигаются, но все по разному.
Каждое животное очень хорошо приспособлено к своему способу передвижения.
Выполним еще одно задание на этой же странице внизу. Я читаю вам загадку о животном, а вы обозначаете это животное и его постройку. Приготовьте синий карандаш.
- Роет, роет, ход подземный строит, роет, строит ловко спальню и кладовку.
- Работящие зверьки строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход!
- Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик над окном из травы и глины.
- Модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. Ловко вылепит гнездо, высоко весит оно.
Какая пара картинок осталось необозначенной?
Почему у дятла такое жилище?
Давайте сделаем вывод, ответив на вопрос: каким образом животные выживают в условиях природы?
Молодцы! Все верно, у каждого животного есть свой природный дом, например – лес, река, земля (почва). И в заключении нам нужно выяснить – какие условия необходимы животным для жизни?
Пища нужна для
Воздух –
Вода –
Тепло –
Свет –
Умницы!
Сегодня у нас прошел интересный, насыщенный урок.
Что нового вы узнали на уроке?
А что именно?
Наличие всех этих признаков и доказывает, что животные – это
Это мы доказали, как нас и просила Мудрая Черепаха на странице 53.
Большое спасибо за внимание! До скорых встреч! До свидания!
Добрый день!
Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. Беседа
Говорили мы о том, «Как живут растения?». Растения – живые. Они растут, приносят потомство, и каждое растение когда – нибудь умирает.
Растениям необходимы для жизни – вода, воздух, свет и тепло (ВВСТ)Растениям ВВСТ необходимы как тебе и мне.
Животные живые, потому что они способны передвигаться, питаться, расти, дышать и каждое животное, точно как и растение способно умирать.
живые существа.
Лиса.
Белка
Заяц
Синица
Лягушка
Лиса, белка и заяц – это звери, потому что их тело покрыто шерстью; а синица – это птица, так как ее тело покрыто перьями.
Лягушка.
Нет, у нее нет перьев.
Нет, у нее 4 ноги, а у насекомых их 6.
Нет, у лягушки нет шерсти, как у всех зверей.
Да, она живет в воде.
Чешуей.
Нет.
(Затруднение с ответом)
Нет, она иногда еще и по земле может прыгать.
Мышью
Орехами
Комарами
Гусеницей
Травой
Свинья
Домашнее
Бывают
Они черные, а домашние – розовые, чистые; у диких есть клыки, и еще – дикие кабаны покрыты густой шерстью.
Желудь.
Дуб
(задание выполняется в учебнике цветными карандашами)
2 больших и 4 маленьких кабана.
Семья.
Они меньше размером и полосатые.
Кушают, питаются.
Лошадь
Гусыня
Верблюдица
индюшка
утка
оленихаослица
овца
коза
свинья
курица
корова
У них есть дети.
Размножаются.
Крыло – птицам – они летают; Нога – лошади – ходят; лапа – кошкам – бегают; лапка – лягушке – прыгает; крыло – бабочкам- летают; хвост – рыбам- плавают.
Они способны передвигаться.
Одни летают, другие бегают, третьи прыгают, плавают и т.д.
Хомяк и его нора под землей.
Бобр и его хатка в воде.
Ласточка и ее гнездо.
Оса и ее гнездо.
Дятел и его дупло.
Потому что у него есть клюв, которым он долбит дерево и так получается дупло, где он может жить.
Они строят себе жилища, в которых могут укрыться от наступающей беды.
Питания
Дыхания
Питья
Того, чтобы не замерзнуть
Того, чтобы видеть все вокруг.
Много интересного о жизни животных. Животные способны питаться, размножаться и заботиться о своем потомстве, передвигаться, строить свои жилища (природные дома).
Живые существа
До свидания! Беседа
Словесно-наглядный
Беседа
Объяснение
Беседа
Игра
Беседа
Самоанализ урока
Урок в 1 «Б» классе-классе девочек.
Предмет – «Мир вокруг нас». Тема урока – «Как живут животные?» Тип урока – изучение новой темы. Цель данного урока – ознакомление с образом жизни животных, необходимыми условиями для их жизни; развитие личности в процессе учебной деятельности. Урок составлен в соответствии с возрастными особенностями класса. Исходя из возрастного состава класса. Так как в классе только девочки, данный урок включает в себя множество игровых моментов. Девочки данного класса очень подвижны и эмоциональны, веселые, всегда доброжелательны; конфликтные ситуации между ними возникают крайне редко, хотя это и не исключено. Девочки очень любят, когда на уроке присутствует какой либо сказочный герой, особенно шутливый; хорошо проходят уроки с использованием игровых моментов, стихотворений, где нужно вставить недостающее слово.
На протяжении всего урока реализовывалась цель, поставленная перед уроком. Реализовывались и поставленные задачи. В основной части урока, на этапе сообщения новых знаний осуществляется объяснительно-иллюстративный метод. На данном этапе урока воплощается учебно-познавательная задача урока: систематизация и расширение представлений о жизни животных, умение находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни. При актуализации знаний используется метод беседы, где осуществляется развивающая задача урока: развитие памяти, монологической речи, диалогической речи, умения рассказывать и правильно высказывать свои мысли.
Также осуществляется и ряд приемов: приемы, способствующие созданию проблемных и поисковых ситуаций, где «включается» мыслительная деятельность учащихся; приемы формирования и активизации психических процессов (воображения, памяти, мышления, восприятия); прием контроля.Организационный момент был проведен для того, чтобы настроить учащихся на предстоящую работу. Для того, чтобы заинтересовать детей было использовано несколько загадок.
Был подобран хороший тематический материал, цель которого была – расширить кругозор, развитие познавательного интереса, любознательности.
На протяжении всего урока реализуется воспитательная задача урока: воспитание бережного отношения к животным; а также взаимоуважения.
После каждого этапа урока были сделаны выводы или обобщения.
В конце подведен итог урока.
При подготовке к уроку использовалась литература:
«Детские праздники» - М.:РИПОЛ классик – 2006 г.
«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Ю.Г.Круглов – М.: Просвещение, 1990 г.
«Начальная школа» № 12, 2005 г.
УМК: методическое пособие «Мир вокруг нас», 1 класс.
«Мир вокруг нас» - учебник, рабочая тетрадь.
Цели и задачи урока были достигнуты. Последовательность этапов при проведении урока соблюдалась.