Конспект урока ИЗО по сингапурской методике на тему: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».


Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 6 класса, с применением обучающих структур сингапурской методики.
Учитель: Егорова Т.В.
Тема: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».
Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;
- показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
- познакомить с творчеством И.И.Шишкина.
развивающие:
- развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;
- овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
- совершенствовать технику работы с красками;
- развивать сенсорную сферу учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
- формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
- развивать творческую фантазию;
воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- формировать нравственные качества личности;
-воспитывать любовь к малой родине.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Основные термины и понятия: живопись, композиция, линия, цвет, форма, пространство.
Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды, проектор, компьютер, экран, репродукции картин художников-пейзажистов, детские работы, презентация к уроку “Пейзаж ”, видеофильм «И.И.Шишкин».Музыкальный ряд: П.И. Чайковский из цикла «Времена года», А.Вивальди из цикла «Времена года», запись звуков леса.
Литературный ряд: стихотворение О.Варниковой «Лес в разные времена года»
План урока (45 мин):
1.Организационный момент. 4мин.
2.Актуализация знаний. 3мин.
3.Изучение нового материала. Демонстрация презентации с самостоятельной работой по карточкам.12мин
Физкультминутка. 3мин.
4.Практическая часть. Самостоятельное изображение пейзажа.20 мин.
5.Рефлексия. Подведение итогов. 3 мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент: Дети садятся группами по 4чел. На столах: номер, карточки с заданием, для каждого; справочный материал.
Сигнал тишины и привлечения внимания: ХАЙ ФАЙВ
Урок начинается с прослушивания стихотворения. Звучат звуки леса.
«Лес в разные времена года»
Весною лес проснется,
Подернется листвою И соками нальется,
Готовясь будто к зною.
А летом всею мощью
Распустит кроны дерев,
Свою лесную рощу
Малиною измерив.
Но осень подкрадется…
Меняя одеянье, Лес златом обернется…
Сплошное обаянье…
И белым одеялом
Укрывшийся зимою,
Задремлет лес устало,
Проснуться чтоб весною…
Оксана Варникова специально для http://otebe.info/
Источник: http://otebe.info/stihi/stihi-pro-les.html#ixzz2zsRG1eSx
Учитель. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть на моем уроке. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество.
- Мы с вами прослушали стихотворения. Попробуем определить тему сегодняшнего урока. (Учитель задает наводящие вопросы)
Анализ услышанного: ФИНК-РАЙТ- РАУНД РОБИН (5мин)
Вопросы на экране, учитель их читает:
-Что Вы слышали?
- Как можете нарисовать услышанное?
- С каким жанром живописи будет связан ваш рисунок?
Отвечаем на вопросы: думаем-записываем- - 30 сек., обсуждаем -30сек. На каждого.
Учитель выбирает номер стола и отвечающего, который озвучивает ответ для всех.
Учитель делает вывод. Верно, тема нашего урока «Пейзаж - большой мир».
2. Актуализация.(3,5мин)
В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке.
Что мы уже знаем об этом жанре живописи
Анализ имеющихся знаний:
Исследуем «ПЕЙЗАЖ»
ДЖОТ ТОТС (30сек)
ТИК-ТЭК-ТОУ (30сек)
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (30 сек. На каждого)
3. Изучение нового материала.
ХАЙ ФАЙВ
Слушаем внимательно, заполняем таблицу в карточках (справочный материал и карточки у каждого на столе) Работаем самостоятельно.
КАРТОЧКА
Основной предмет изображения Виды пейзажного жанра 1. 5.
2. 6.
3. 7.
4.
Где появились первые пейзажи Когда пейзаж стал самостоятельным жанром Создали этот жанр В России пейзаж как самостоятельный жанр проявился в Известные пейзажисты России На экране презентация на тему «Пейзаж»
Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море; городской , сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа , близко соприкасается с городским пейзажем ( разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи. В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.Учитель собирает подписанные карточки, для проверки.
Сегодня мы познакомимся с творчеством нашего замечательного земляка, известного русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
Посмотрим видеоролик. (9,25мин).
Анализ увиденного. ФИНК-РАЙТ - РАУНД РОБИН
Какие мысли вызвал у вас просмотренный видеоролик?
Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
Какая картина И.И.Шишкина вам больше всего запомнилась? Почему?
Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?
Отвечаем на вопросы: думаем-записываем- - 30 сек., обсуждаем -30сек. На каждого.
Учитель выбирает номер стола и отвечающего, который озвучивает ответ для всех.
Учитель делает вывод.
Физкультминутка.
ХАЙ ФАЙВ.
- Какое время года ты хотел бы нарисовать? (Весна, Зима, Лето, Осень)
КОНЭРС. Учащиеся распределяются по разным углам в зависимости от выбранного варианта ответа.
Задание - игра: Создайте, с помощью движений и мимики, образ выбранного времени года ( солнце, туча, дерево, река, ветер, метель и т.д) Каждому может достаться какая-то роль.
Обсуждение в группах: 30сек.
МИКС.
Звучит музыка А.Вивальди, П.И. Чайковского, по временам года.
Дети угадывают время года и показывают свой образ.
4.Практическая работа
Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Каждая группа изображает пейзаж с выбранным временем года.
Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). Вспомним основные правила линейной перспективы. Учитель выбирает отвечающего.
- При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Правила воздушной перспективы нам напомнит:….
-Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким уже известным для вас понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива.
Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги, а так же делает целевые обходы:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.
Коллективный просмотр работ учащихся
5.Этап рефлексии. КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ – «связать-расширить-продумать» (30 сек.)
ХАЙ-ФАЙВ
Как знания, полученные сегодня, связаны с тем, что вы уже знали?
Какие новые знания, вы сегодня получили?
Какие трудности при изучении и рисовании пейзажа у вас возникли сегодня или могут возникнуть потом?
6.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью. У нас сегодня получились удивительные картины природы. Спасибо за работу.
Дом. задание: составить кроссворд связанный с жанром пейзаж.