«Пейзаж – большой мир.»


Автор урока: Колоскова Елена Васильевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ «Школа16», г.о.Балашиха Московской обл.
Предмет: Изобразительное искусство и художественный труд
Класс: 6 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд»
Предмет, класс ИЗО, 6 класс
Тема «Пейзаж – большой мир.»
Цель Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с видами пейзажа.
Тип урока Освоение новых знаний
Методы и формы обучения Объяснительно – иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Пейзаж, европейская , китайская и русская живопись, ближний и дальний планы- перспектива.
Образовательные ресурсы Мультимедийная презентация «Пейзаж – большой мир», иллюстрации с изображениями видов природы, аудиозаписи, компьютер, проектор.
Художественные материалы Альбом или листы бумаги, кисти, акварель, маркер, простой карандаш
Планируемые результаты
обучения Личностные: Формирование основ экологической культуры.
Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные: Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формирование и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике.
Регулятивные УУД:
- умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находят варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умеют рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- умеют организовать место занятий.
Познавательные УУД:
- умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- владеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы
Предметные: Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации). Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Этап мотивации и актуализации знаний. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)
Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичное закрепление. Обеспечение закрепления, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения
Применение новых знаний. Творческая практическая деятельность. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий при выполнении практической работы
Домашнее задание. Запись домашнего задания.
Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и применение на практике.

Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые
результаты
(личностные, метапредметные, предметные) Методы и формы урока. Время
Организационный этап 1 Организация местоположения каждого ученика.
Занимают свои места, приветствуют присутствующих.
Метапредметные:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Регулятивные :
-осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;
Индивидуальная форма организации урока. 1
Этап мотивации и актуализации знаний 2 Учитель предлагает найти содержание темы урока.
На сегодняшнем уроке продолжим изучение раздела «Образный язык искусства»
Эпиграф сегодняшнего урока будут слова Леонардо да Винчи
«Живопись спорит и соревнуется с природой».
Учитель читает стихотворение:
В очаровании русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна.С утра обремененная работойТрудом лесов, заботами полей,Природа смотрит как бы с неохотой.
На нас неочарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку, на котором мы должны приобрести знания о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Как вы думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж”, или какой смысл имеет это слово?
В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.
“В очаровании русской природыЕсть подлинная радость… и т.д.”
- Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Картина»
Показ мультфильма
— Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется …
- А сейчас я обращусь к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Пейзаж – общий вид какой–нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении. (С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
- Послушаем еще одно определение этого слова.
А вот как дает определение в кратком словаре художественных терминов Н.М.Сокольникова, ( стр. 56.)
Пейзаж – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. (Н.М.Сокольникова)
-Ребята, опираясь на наши выводы , лирику поэтов, словари, кто услышал тему нашего урока? Ученики формулируют содержание темы урока
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Предполагаемый ответ. Природа.
Просмотр мультфильма.
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу
«Пейзаж – большой мир.» Предметные:
- выяснить свойства материалов в зависимости от условий их использования
Метапредметные:
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Регулятивные :
-высказывать свое предположение;
Коммуникативные :
-точно и полно выражать свои мысли
Форма организации урока - фронтальная.
Дидактическая задача - применения знаний.
Метод - объяснительно-иллюстрационный 15
Постановка учебной задачи. 3 Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
- Что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?
- Откуда мы можем получить нужный материал?
- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания?
Ответы учащихся
Об истории пейзажа.
Какими способами это осуществляется?
- Из учебника.
- При рисовании пейзажей
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
Проблемный метод.
Индивидуальная работа. 1
«Открытие» обучающимися нового знания. 4 Работа с учебником. Стр.148-151
Учитель показывает картины пейзажи европейских и русских мастеров.
Презентация. (показ презентации)
Обратите внимание на отличия в изображении природы разных мастеров. Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Назовите известные вам картины пейзаж и художников написавших их. Ученики читают историю возникновения пейзажной живописи
Стр.148 учебник НеменскойЛ.А.
Ученики рассматривают иллюстрации учебника и презентацию.
Ученики отвечают на поставленные вопросы. Предметные:
-эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать картины художников,
-иметь представление о способах изображения пространства в разные эпохи
Метапредметные (УУД)
Регулятивные :
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные :
- осуществлять анализ учебного материала;
Коммуникативные :
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Метод частично-поисковый.
Метод обучения - практический.
Форма организации урока - индивидуальная 5
Первичное закрепление. 5 Сравните картины и определите какая картина написана европейским , китайским и русским художником?
Как художник изображает предметы, находящиеся на переднем плане картины и на заднем? Почему?
Презентация. (показ презентации)
Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.
Коммуникативные:
сотрудничества с учителем и одноклассниками
Познавательные:
умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Метод обучения - словесный.
Фронтальная форма организации урока. Прием рассуждений. 2
Динамическая пауза. 6 Презентация . Физкультминутка «Солнышко» Выполнение движений в соответствии с презентацией Личностные: переключение с одного вида деятельности на другой. Фронтальная форма организации урока. 2
Творческая практическая деятельность. 7 Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
- Написать этюд с пейзажным мотивом «Закат над рекой»
Учитель показывает слайды презентации.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
Учащиеся выполняют творческое задание.
Личностные:
самоопределение.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные :
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные :
- осуществлять анализ учебного материала;
Коммуникативные :
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Частично-поисковый метод.
Метод обучения - практический.
Дидактическая задача – творческая деятельность и применения знаний.
Форма организации урока -индивидуальная. 15
Домашнее задание.
8 Подобрать иллюстрации на тему “Пейзаж – настроение” (природа в разных состояниях, изменчивость явлений природы). Учащиеся записывают домашнее задание Личностные:
самоопределение.
Форма организации урока -индивидуальная. 1
Рефлексия деятельности. 9 Учитель организует рефлексию.
-Как вы думаете зарисовки у вас получились одинаковыми? Почему?
- Давайте рассмотрим результат вашей работы. Показ по рядам.
Как вы думаете, мы достигли цели?
Где на практике можно использовать полученные умения?
В заключительном слове учитель возвращается к эпиграфу.
Я хочу что бы вы отметили свое настроение по результату урока
- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я результатом своей работы?
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.
Делают вывод,
что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения.
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что нужно еще усвоить;
Коммуникативные :
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Метод обучения - словесный.
Фронтальная форма организации урока. Прием рассуждений. 2