Урок ИЗО по теме «Пейзаж – большой мир»


Урок ИЗО по теме «Пейзаж – большой мир»
Предметы: ИЗО и МХК
Учитель: Пантелеева С.Г.
Технология критического мышления и ИКТЦели урока:
Формирование знаний о пейзаже, как жанре в изобразительном искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, поэта и их выражения в творческой деятельности.
Формирование навыков в работе в паре, умение выражать свое мнение, формирование бережного отношения к природе.
Знакомство с творчеством художника – пейзажиста И.И. Шишкина.
Оборудование урока.
Зрительный ряд: репродукции картин И.И.Шишкина, рисунки учащихся.
Материалы: формат А3, гуашь, кисти, и другие принадлежности к уроку.
Ход урока.
Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку
Вызов. Пробуждение познавательного интереса к предмету.
Учитель.
В очаровании русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна.С утра обремененная работойТрудом лесов, заботами полей,Природа смотрит как бы с неохотойНа нас неочарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Учитель.
Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово «пейзаж», какой смысл имеет это слово? Все значения запишите на листе. (Работа в парах).
Стадия вызова Задания для учащихся
Учитель.«Составление кластера». Тема кластера «Зимний пейзаж»- ученикам предлагаются правила:– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;– продолжать работу 2 – 3 мин.;– выступление от пары: высказывают по 2 самых ярких, интересных смысла к теме кластера.Учитель. «…Благодаря произведениям искусства — литературным, живописным — природа предстает всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому…» 
Эта стадия позволяет:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Учитель. Ребята, давайте послушаем еще стихотворение о природе.
Ученик читает стихотворение С.А. Есенина “Береза”.
Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром.На пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.И стоит береза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне.А заря, лениво, обходя кругом,Обсыпает ветки новым серебром.
Учитель. Какое замечательное стихотворение. Кто желает высказать свое отношение к услышанному стихотворению.
Ученики.
– В этом стихотворении С.А. Есенин воспевает березу в зимнее время года,
– Иллюстрацией к этому стихотворению может быть дом с заснеженной березой,
– Пейзаж предполагает изображение любого состояния природы, а также дома, дороги,
– Пейзаж – это природа, местность, и даже можно сказать Родина, т.к. наша страна не мыслима без берез.
Учитель. Все высказывания верны и я допишу смысл слова “пейзаж”. (на доске)
ПЕЙЗАЖ – природа,Родина, местность.
.
Пейзаж — это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.
Стадия осмысления. Прием Инсерт .Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:«V» – галочкой отмечается то, что известно;«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки инсерта).При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки .На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу, в которой колонки имеют названия: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы
Знакомство с творчеством выдающегося художника И.И. Шишкина
Учитель. Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Одним из таких художников является И.И.Шишкин.
.
“И.И. Шишкин – художник народный. Всю свою он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный”. В.В. Стасов.
С его именем связана история отечественного пейзажа 19 столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
И.И. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком городке, расположенном на берегу реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный и любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Он был небогатым купцом, человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, занимался археологией, историей. Интерес к старине, природе, чтению книг он прививал к сыну, поощряя любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В Московском училище живописи сразу определилось влечение художника к пейзажу. Закончив училище, поступил в художественную академию в Петербурге. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Русский художник – автор замечательных пейзажей:
« Рожь», «Утро в сосновом бору»,
« Корабельная роща», «Лесные дали», « Дубовая роща», «Рубка леса» и др.
Рассмотрим репродукцию одного из пейзажей И. И.Шишкина. Придумайте свои названия к этому полотну. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы ( композиция, колорит, фактура, рисунок)• Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». •
На этой картине И. И. Шишкин изобразил сосну, занесенную снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утеса. Художник не просто назвал ее “Сосна”, а на “Севере диком”, первой строчкой стихотворения М.Ю. Лермонтова.
На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае , где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет.
Именно лермонтовскую поэтическую сосну, овеянную мыслями о “далеком крае, где солнца восход” и изобразил на своем полотне художник
Эта стадия позволяет ученику:- осуществлять контакт с новой информацией;- сопоставлять эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом- акцентировать своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы
Учитель. Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.
Практические советы учителя.
– Определить линию горизонта, так как пейзаж – это небо и земля,
– Передний, дальний планы,
– Зависимость цвета от расстояния.
Звучит музыка.
Анализ работ
Работы вывешиваются на доске по видам:
Учитель предлагает детям прокомментировать рисунки.
Выступления учеников:
а). Пейзажи получились у всех разные. Здесь можно увидеть изображение зимней природы Обобщение учителем видов пейзажа.
– Изображение природы,
– Изображение местности (архитектурный пейзаж – городской, деревенский),
– Водный – марина.
.Подведение итога
Учитель: ребята, какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока.
Ученик: пейзаж – это изображение природы, местности. Он может быть выполнен в любой технике.
Учитель: пейзаж – огромный мир, воспетый в лирике, прозе, музыке, на полотнах художников.
В одном картина не похожа ни на музыку, ни на литературное произведение. Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно. События в книге следует одно за другим. На картине все неподвижно, оно изображает только одно мгновение, достойное стоять на картине века.
Любите и берегите природу!
Домашнее задание
Подобрать иллюстрации на тему
Рефлексия- Ученикам предлагается закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .2) Больше всего мне понравилось_________ .3) Самым интересным сегодня на уроке было4) Самым сложным для меня сегодня было5) Сегодня на уроке я почувствовал6) Сегодня я понял____________7) Сегодня я научился_________8) Сегодня я задумался_________9) Сегодняшний урок показал мне10) На будущее мне надо иметь в виду