Конспект открытого урока Пейзаж- большой мир/6 класс/


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фамилия, имя. отчество педагога
Галсандоржиева Марина ЧимитовнаНаименование образовательного учреждения, район (город) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»,
с. ЗуткулейТема «Пейзаж - большой мир»
Возраст обучающихся12-13 лет (6 класс)
Тип урока
Усвоение новых знаний
Вид урока Урок-экскурсия
Форма урока Деловая игра
Цель урока:
Образовательный аспект
Развивающий аспект Воспитательный аспект
- Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительность живописи;
- Учить выражать цветом свое настроение;
- Учить правилом изменение цвета в зависимости от освещения;
- Развивать и совершенствовать навыки перспективных построений работы живописными материалами;
Расширять кругозор обучающихся о межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка)
- Воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.
Планируемые результаты
Личностные:
- воспитание любви к природе родного края;
- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Используемые электронные образовательные ресурсы виртуальная экскурсия
http://www.youtube.com/watch?v=V-sKm2Do-YM
УМК (литературный ряд) Стихи о природе
М.Ю. Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
УМК (видеоряд) Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм
Ход урока
этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся/
формируемые умения
средства время
I. Вводно-мотивационный Организационный этап
Долгожданный дан звонок,
 Начинается урок!
 Так что время не теряем
 И работать начинаем.
 Красотой будем здесь мы опять любоваться,
И, конечно же,  творчеством  заниматься.
(Слайд№2) 2. Актуализация опорных знаний и умений. Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в лес. Призываю Вас быть очень внимательными и наблюдательными.
Что вы можете рассказать об увиденном?
Картину природы
А теперь посмотрите на картину. Знакома вам эта картина? Да эта картина «Золотая осень»
Что вы видите? В чем смысл картины? О чем эта картина?
Догадались, о каком жанре идет речь?
Знаете ли вы откуда, появилось слово «пейзаж» и что оно означает. Обзор природы.
Ответы обучающихсяОтветы:
«Золотая осень» Исаак Левитан
Пейзаж
Дети находят в картине ответы на заданные вопросы
Виртуальная экскурсия http://www.youtube.com/watch?v=V-sKm2Do-YM2 мин
2мин
3.Постановка учебной проблемы. Трудно поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителям. Мультимедийная презентация 4.Формулирование учебной проблемы. - Посмотрите на представленные пейзажи.
- Что на них изображено?
- Вы можете предположить, какова будет тема урока?
- Одинакова ли тематика этих пейзажей?
Попробуйте разбить по темам.
Хорошо.
- Какое настроение вам навевают эти пейзажи?
- Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? - находят в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы
(ответы детей)
Слайд _3,4___
5.Открытие нового знания Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными. Существует несколько видов пейзажа.
- Городской пейзаж – это здания, улицы, деревья, проспекты, площади сделанные руками человека.
- Морской пейзаж (марина) – это пейзаж изображающий морской вид.
- Ландшафт – это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и т.д.).
- Исторический пейзаж – это изображение исторических событий, что ушло в прошлое.
- Индустриальный ( промышленный) пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций.
- Космический пейзаж – изображение наземных пространств и природы в других условиях.
- Сельский пейзаж (деревенский быт).
- Парковый пейзаж (уголки для отдыха).
- Архитектурный пейзаж (памятники).
- Декоративный пейзаж – картина для украшения.
- Лирический пейзаж (пейзаж настроения) – картина, в которой чувства, душевные переживания (тоски, грусти, радости).Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что выдающими мастерами такого пейзажа были А.К. Саврасов и И.И. Левитан. Их полотна то грустные, то радостные, то тревожные, рассказывает нам о чувствах и настроениях художников.
Основатель знаменитой галереи Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно не богатой природы, ни эффективного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть». познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

Слайд№5,6 6. Первичное применение новых знаний - Сейчас вы прослушали определения разных видов пейзажей. Предлагаю вам еще раз определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина. регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
-проводить анализ творческой деятельности;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Динамическая пауза А сейчас посмотрим с вами мастер- класс                  7. Творческая практическая деятельность. Сегодня вам предлагаю выполнить рисунок пейзажа, пейзаж-настроение, в котором вы сможете выразить свое настроение, как грустное и радостное.
- А каким же образом художник может выразить свое эмоциональное состояние?
- Ну, конечно, используя разные оттенки красок.
- Какие, например, краски вы наблюдаете солнечным теплым осенним днем в березовой роще?
- А как изменятся оттенки золотой осени, если солнечный день сменит ненастье, будет накрапывать мелкий моросящий дождь, станет прохладно и неуютно?
- Что вы чувствуете, когда над вами бегут белые облака?
- Как изменится ваше настроение, если нависнут тяжелые, мрачные осенние тучи?
Задание: выполнить рисунок - пейзаж по выбору: акварель, гуашь. Каждый из вас должен сегодня нарисовать свой пейзаж, но прежде нужно обдумать мотивы своего пейзажа, то есть, что конкретно будет на нем изображено.
Прежде всего определим:
- композицию листа (вертикально или горизонтально)
-линию горизонта. Где будет линия горизонта?
Что такое линия горизонта? Если больше хотим показать землю, линию горизонта располагаем выше, а можем изображать без линии горизонта.
- Размещаем предметы, соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше.
-Детально прорисовывать рисунок. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам, но доносящей до зрителя образ нашей Родины.
Следует отметить, что
- работа выполненная по образцу – необходимый уровень – отметка «4», задание выполненное по своей задумке повышенный уровень отметка «5»
(В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы). Ответы учащихся /регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
- владение карандашом, акварелью
-первичные умения видеть конструкцию.
- проводить правильно вертикальные, горизонтальные, наклонные линии;
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно выражать свои мысли во время ответов.
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях 8.Рефлексия. Выставка работ. Оценивание.
Оцените свою творческую деятельность.
Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразно и прекрасно изображена на них природа! Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит. Видно, что в рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
Спасибо всем за работу. Хочу завершить урок словами Констаннина Григорьевича Паустовского “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”
/Слайд№9/ В конце урока выставка результатов с обсуждением работ.
//Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческую работу и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы , определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно, выражать свои мысли.