«Реализация военной составляющей в рамках программы дополнительного образования «Дорога без опасности»


«Реализация военной составляющей
в рамках программы дополнительного образования
«Дорога без опасности»
Гурьянов Андрей Николаевич,
педагог дополнительного образования
ФГКОУ «Московское суворовское
военное училище Министерства
обороны Российской Федерации»
Статья раскрывает один из вариантов внедрения в дополнительное образование элементов военной подготовки. В работе проводится анализ занятия с точки зрения организационных моментов реализации военной составляющей, а так же приводятся примеры построения связей между получаемыми знаниями в рамках программы дополнительного образования и военной службой.
Одной из основных задач, реализуемых суворовским военным училищем, является создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, получение обучающимися знаний, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях. Для суворовского военного училища профильным образовательным учреждением для дальнейшего обучения, априори, должно быть образовательное учреждение министерства обороны РФ. А значит, процесс обучения в суворовском военном училище должен быть построен таким образом, чтобы мотивировать обучающихся на реализацию себя в структуре министерства обороны РФ. Для повышения у обучающихся мотивации к военной службе в образовательное пространство суворовского военного училища была введена военная составляющая.
Введенное в образовательное пространство Суворовского военного училища понятие «реализация военной составляющей» можно сравнить с одной из ступеней военной педагогики. Военное образование в нашей стране подразделяется на среднее общее и высшее, а посему среднее общее военное образование, к которому относятся и суворовские военные училища, можно представить как первую ступень военной педагогики. Для определения направленности реализации военной составляющей в суворовском военном училище определим, какие функции выполняет военная педагогика.
На военную педагогику возлагаются следующие функции:
- воспитание военнослужащих (процесс влияния на развитие личности);
- обучение военнослужащих (процесс формирования знаний, умений, навыков);
- развитие военнослужащих (процесс совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности и соответствующих качеств);
- психологическая подготовка военнослужащих (формирование психической устойчивости и готовности к выполнению профессиональной деятельности) и т.д.
Таким образом, в военной составляющей образовательного пространства суворовского военного училища можно выделить следующие компоненты:
- организационная;
- методическая;
- тематическая.
Повседневная и боевая жизнедеятельность в Вооруженных силах, как известно, базируется на дисциплине, которая достигается единоначалием и субординацией, а закрепляется уставами. Порядок взаимодействия между военнослужащими закреплен в общевоинском и строевом уставах. Суворовское военное училище своей деятельностью решает задачу подготовки обучающихся к дальнейшей реализации себя на военном поприще, следовательно, усвоение уставных требований в режиме повседневной, в том числе и образовательной, деятельности можно расценивать как первый шаг в становлении будущего военнослужащего.
Для понимания порядка осуществления реализации организационной компоненты военной составляющей, для начала, вспомним структуру урока, или занятия. В общих чертах структура занятия выглядит следующим образом: организационная часть, основная часть, рефлексия, заключительная часть. Теперь предлагаю посмотреть каким образом организационная компонента военной составляющей в структуру урока или занятия.
Вводная часть. Транслируя принципы военной жизнедеятельности на взаимоотношения участников образовательного процесса суворовского военного училища, возможно, провести следующие параллели: учитель (преподаватель) – начальник, обучающиеся (суворовцы) – подчиненные, начало занятия – прибытие воинского подразделения в распоряжение начальника. Из предложенных параллелей автоматически вытекают возможные уставные взаимоотношения указанных участников образовательного процесса, а именно:
- построение подразделения (подача и выполнение команд: становись, равняйсь, смирно, вольно), при построении подразделения необходимо особое внимание уделять правильности и четкости выполнения команд;
- доклад начальнику («Товарищ преподаватель, на урок (занятие) ______ прибыл _____ взвод ____ роты в количестве ___ человек, больные _______, наряд _______, доложил суворовец ______»), при выполнении этого элемента необходимо учесть возможность чередования отдающих рапорт;
- приветствие начальника («Здравствуйте, товарищи суворовцы!»);
- приветствие начальника («Здравия желаем, товарищ преподаватель!»);
- обращение к подчиненному («Товарищ, суворовец» или «Товарищ, Иванов»);
- обращение к начальнику («Товарищ преподаватель, разрешите обратиться»).
Таким образом, на примере внедрения уставных требований взаимоотношений военнослужащих в структуру урока (занятия), показана реализация организационной компоненты военной составляющей.
Для реализации методической компоненты военной составляющей в процессе реализации программы дополнительного образования «Дорога без опасности» необходимо постоянно помнить, что в качестве обучающихся выступают суворовцы – будущие офицеры, а значит, для иллюстрации учебного материала примеры следует подбирать таким образом, чтобы большей своей частью они касались военной жизнедеятельности.
Например, необходимость соблюдения требований законов нашей страны, возможно, соотнести с такой же необходимостью неукоснительного соблюдения требований воинских уставов; необходимость знания технических характеристик транспортного средства можно соотнести с необходимостью прочного знания вооружения и военной техники и т.д.
Тематическая компонента военной составляющей представляет собой цепочки соответствия конкретных тем программы дополнительного образования «Дорога без опасности» и определенного набора знаний из военных наук, военной истории, военной техники и вооружения и т.д.
№ п/п Тема программы Область или направление военных знаний
1. Статистика детского дорожного травматизма. Сравнение статистических данных дорожного травматизма по отношению к статистике военных потерь в вооруженных конфликтах последних двух десятилетий. Соотнесение цифр детского дорожного травматизма с воинскими подразделениями.
2. Дорога и ее элементы. Использование дорог в военных целях. Военные дороги. Фронтовые дороги.
3. Регулирование дорожного движения. Военные регулировщики. Регулирование дорожного движения на военных дорогах.
4. Дорожные знаки. Применение дорожных знаков в организации дорожного движения в частях и подразделениях ВС РФ.
5. Расположение пешеходов на дороге. Маршевые колоны военнослужащих. Порядок следования организованных пеших колон военнослужащих.
6. Тормозной путь, понятие безопасной дистанции. Приведение аналогии необходимости умения определить безопасную дистанцию при прохождении военной транспортной колонны.
Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что реализация военной составляющей в условиях обучения в суворовском военном училище сводится к внесению в образовательный процесс элементов военной жизнедеятельности и военного образования, а также к использованию наглядно-иллюстративного и тематического материала военной тематики.
В рамках программы дополнительного образования «Дорога без опасности» реализацию элементов военной составляющей можно представить в виде таблицы:
№ п/п Тема программы Время, отводимое программой Элементы военной составляющей в рамках реализации темы
1. Введение. 1 Актуализация необходимости изучения и соблюдения правил дорожного движения, как элемента законодательной базы РФ, в сравнении с ролью исполнения требований уставов ВС РФ в обеспечении боеготовности подразделений.
2. Статистика детского дорожного травматизма. 1 Сравнение статистических данных дорожного травматизма по отношению к статистике военных потерь в вооруженных конфликтах последних двух десятилетий.
3. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. 4 Противопоставление знаний обязанностей участников дорожного движения знаниям обязанностей соответствующих должностных лиц в военной иерархии.
4. Дорога и ее элементы. 2 Использование дорог в военных целях. Военные дороги. Фронтовые дороги.
5. Регулирование дорожного движения. 1 Военные регулировщики. Регулирование дорожного движения на военных дорогах.
6. Дорожные знаки. 1 Применение дорожных знаков в организации дорожного движения в частях и подразделениях ВС РФ.
7. Расположение пешеходов на дороге. 1 Порядок следования организованных колон военнослужащих.
8. Тормозной путь, понятие безопасной дистанции. 1 Приведение аналогии необходимости умения определить безопасную дистанцию при прохождении военной транспортной колонны.
Таким образом, если проанализировать время, отводимое программой на освоение вышеперечисленных тем, то получается 1/3 часть от общего времени (12 часов из 35), следовательно, можно сделать заключение, что в рамках данной программы военная составляющая реализуется.
Список использованной литературы.
Военная педагогика: Учебник для вузов. Под ред. О. Ю. Ефремова — СПб.: Питер, 2008. — 640 с.: ил.
Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации – Феникс.: Ростов-на-Дону, 2014. – 640 с.
Приказ Минобороны РФ от 16 мая 2012 г. № 1199 «Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».Программа дополнительного образования ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны РФ» «Дорога без опасности»
Устав Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Московское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
http://enc-dic.com/pedagogics/Metod-Obuchenija-1038/.
http://mil.ru/index.htm.