Содержательное пространство внеурочной деятельности в 1 классе, направленное на интеграцию основных и дополнительных программ.


Содержательное пространство внеурочной деятельности в 1 классе, направленное на интеграцию основных и дополнительных программ.
Гаврикова Людмила Валентиновна,
"ООШ № 13" - филиал МБОУ "СОШ № 7
им. П. А. Рубанова",
учитель начальных классов
Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,то есть почву, на которой растут и процветаютталанты - можно. Иногда наш труд оправдан. Генрих Нейгауз
Образование является механизмом включения подрастающего человека в уже существующую общность людей, следовательно, школа в первую очередь несет ответственность за качество образования детей, призванной поддержать, сохранить, усовершенствовать общие для всех нормы бытия. Центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик. Главной причиной дискомфорта в жизнедеятельности школы становятся дети с низким уровнем интеллектуального развития, у которых нет возможности развиваться в современных условиях системы образования, поэтому преобразования касаются не только учебного труда школьника, но практически изменяется весь учебно-воспитательный процесс. Выходом из условий закомплексованности, замкнутости, отчужденности является создание системы дополнительного образования в школе, а точнее интеграции основного и дополнительного образования во внеурочной деятельности, подчинённых единой цели – развитию личности учащихся.
“Интеграция» – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию”.
Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса на базе интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивающего здоровьесбережение, максимально содействующие творческому развитию личности школьника- одна из задач, которую я поставила перед собой.
Роль классного руководителя: педагогическая помощь и поддержка ребенка в индивидуальном развитии, то есть саморазвитии. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и медицинская – постольку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением.
Основные этапы работы :Первый этап - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
Второй этап - Создание педагогической модели, способствующей развитию творчества в контексте интеграции основного и дополнительного образования.
Третий этап  - Сравнительный анализ уровней творческого развития школьников, создание системы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Реализация исследовательского проекта.
Четвертый этап - Обобщение и оформление результатов работы. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Для решения поставленной задачи использую следующие методы:
креативный (творческий);
проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования позволяет реализовать на практике стратегию развития личности ребенка, отслеживать его личностный рост и при необходимости осуществлять коррекционно-развивающую деятельность, выявить пути интеграции основного и дополнительного образования как необходимого условия гармоничного развития личности.
Создаю условия, обеспечивающие целостное развитие личности на основе ее самопознания, через программу ""Пёстрый мир", где занятия предполагают работу с оригами, лепкой, изонитью, бисероплетением, лоскутным шитьем, мягкой игрушкой – деятельность, которая, с одной стороны, воспитывает аккуратность, прилежность, развивает мелкую моторику, с другой стороны, предлагаются подвижные игры. Каждый из детей выбирает в какое-то творческое или спортивное направление, то, в котором будет успешен.
Прикладное, техническое, художественное творчество – развитие способностей, интереса, при этом любое творчество – это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу основного образования, потому что коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают – это школа.За всеми успехами – труд внеурочный, огромный. Но это целенаправленное развитие, следовательно, должна быть целенаправленная поддержка, снижающая перегрузки как детей, так и учителей.
Таким образом, следует рассматривать интеграцию основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:
здоровьесбережение;
развитие в избранном направлении;
оптимизацию организации деятельности ученика и учителя;
снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;
повышение уровня качества образования;
оптимизацию отношений в школьном коллективе.
Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.
Педагогическая модель развития творчества школьника в условиях интеграционных процессов предполагает: единство эстетического воспитания и образования, этики и эстетики; преемственность содержания, форм и методов работы школы и внешкольных учреждений; активизацию творческого потенциала педагогов и учащихся; создание нравственно-эстетической атмосферы в школьном коллективе.
Цель совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Своеобразием воспитательной системы класса и системы дополнительного образования является: индивидуализация подхода к каждому из учащихся при использовании всех возможностей включения учащегося в общественную, трудовую, внеурочную и прочие виды деятельности в составе групп в процессе проектной и исследовательской деятельности.
образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в классе являются общешкольные соревнования по футболу, лыжам, шашкам, настольному теннису, спортивным играм, соревнования “Веселые старты”, “Папа, мама, я – спортивная семья” в рамках традиционного праздника “День семьи”.Чтобы ответить на вопрос, как осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком – пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований. Но уже понятно, что интеграция образовательного пространства школы делает его многомерным.
Методы стимулирования:
поощрение;
одобрение;
награждение;
предоставление привилегий;
вручение свидетельств.
Диагностика
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей.
Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.
Интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.
2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН.
3. Уменьшается также количество “трудных” детей.
4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов.
5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению количества неврологических заболеваний.
6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.
7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.
Заключение
Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), была разработана модель интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе на примере одного направления: художественно-эстетического. В ней представлены взаимосвязи объектов образования (уроки; занятия в творческих объединениях; праздники, конкурсы, экскурсии, концерты); педагогов учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями); содержательных направлений (основные тематические линии комплексной программы «Волшебный мир искусства»).С целью формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире средствами искусства, в процессе художественно-творческой деятельности и на основе историко-культурологического подхода была разработана программа «Волшебный мир искусства», носящая комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности направленности, различных видов художественной деятельности) интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Основными принципами построения программы были определены - системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонтали; система праздников; система внеурочных дел; историко-культурологическая основа деятельности творческой деятельности школьников; опора на содержание основного образования, ключевых тем учебных программ; воспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблем; игровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогики; включение родителей в совместную со школьниками деятельность; принцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.
Опытно-экспериментальная работа по программе показала ее довольно высокую эффективность в развитии художественно-творческой активности школьников, о чем свидетельствует: инициативность, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельности; многообразие и качество творческих продуктов (рисунков, элементарных музыкальных сочинений, коротких рассказов, танцев, ролей в спектаклях и пр.); развитие общей художественной культуры ( повышение интереса к разным видам искусства, чтению художественной литературы; расширение кругозора и знаний об истории, культуре, искусству изучаемых эпох; умение дать содержательную и эмоциональную оценку художественному произведению); повышениеуспеваемости и позитивного отношения к предметам образовательной области «Искусство», к литературному чтению; развитие эмоционально-образной сферы, желание и способность находить яркие образы в выполняемой художественной деятельности; развитие способностей, связанных с занятиями разными видами искусства (пластичность и легкость движений, артистизма, улучшение дикции); развитие коммуникативных качеств и самостоятельности.
Успешность интеграции основного и дополнительного образования зависит от профессионализма педагогов, повышения которого в условиях школы осуществляется через методическую службу. Одной из эффективных форм методической деятельности является педагогическая мастерская, которая и была определена основной для работы педагогов по программе «Волшебный мир искусства». Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественно- творческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагогов; постоянной рефлексиисобственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагогов позволило добиться важных результатов, о чем свидетельствует: рост активности и конструктивности сотрудничества учителей начальной школы, воспитателей, руководителей дополнительного образования; расширение образовательного и культурного пространства их совместной деятельности; развитие общекультурного кругозора, интереса к искусству, истории различных времен и народов; возможность лучше узнать детей, с которыми педагог работает; совершенствование профессионального мастерства, в частности, за счет освоения методов театральной и музейной педагогики; создания авторских образовательных программ; развитие воспитательного потенциала уроков и занятий в системе дополнительного образования; совершенствование содержания и форм работы с родителями; активизация исследовательской и опытно-экспериментальной работы; развитие системы опытом, проведения открытых занятий, мастер-классов.
Среди нерешенных проблем были определены: увеличение загруженности педагога, повышение интенсивности его труда в процессе взаимодействия с коллегами; недостаточное использование возможностей морального и материального поощрения участников совместной педагогической деятельности.
Проблема интеграции в образовании рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из наиболее важных. Многие ученые отмечают большое значение процессов интеграции для образования, в том числе и по отношению к таким частям системы общего образования детей как основное и дополнительное образование. Вопросы определения основ, принципов и закономерностей интсгративиого подхода к содержанию образования и его структурированию в образовательном пространстве заняли сегодня устойчивую позицию в современной педагогике.
Анализ литературы, диссертационных исследований и практического опыта показал, что идея интеграции получила сегодня самое широкое распространение и оказалась продуктивной в осуществлении концепцийвариативности, непрерывности в сфере образования через создание образовательных комплексов, объединение однопрофильных, норазноуровневых учреждений в образовательные центры на основе одной программы, цели и нужного результата, использования форм организации учебного процесса, межпредмстных связей и т.д. Однако смысл понятия «интеграция» не сводится только к данному пониманию, а более адекватно раскрывается через категории единства, целостности, системы, процесса, гармонии, связи.
Проведенное нами исследование позволило установить, что интеграция - это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграционные процессы могут действовать как в уже сложившихся системах (в образовательных учреждениях или на отдельных ступенях образовательного процесса), повышая уровень их целостности и организованности, так и при создании новых систем из ранее не связанных между собой, относительно автономных элементов. Другими словами, интеграция является инструментом или механизмом восстановления целостности (содержания и всех форм его выражения) в границах определенного пространства через освоение такого типа упорядоченных отношений как взаимодействие, взаимосвязь.
Было выявлено также, что основным элементом единого образовательного пространства является педагогическая система. Она рассматривается как социально - обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности. Именно педагогическая система есть показатель структурности пространства, независимо от его масштаба (отдельное объединение детей и взрослых или учреждение). В конкретном учреждении педагогическая система включает в себя основные подсистемы (обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование детей) и происходящие в них образовательные процессы.
Важный вывод, который удалось сделать в ходе теоретического изучения данной проблемы, состоит в том осознании важной роли дополнительного образования детей, которое обеспечивает целостность и функциональную полноту образовательного пространства. Дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством образовательных программ как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Оно строится на таких приоритетных идеях, как: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.
Обращение к обширному опыту дополнительного образования детей, имеющегося в нашей стране, и в частности к организационным и содержательным основам в условиях общеобразовательного учреждения, позволило установить: в создании системы основного и дополнительного образования детей в школе, тем более на начальном ее ступени, особое значение имеет такой подвид взаимодействия как отношение преемственности, что подчеркивает изначальную общность идей, целей, приоритетов основного и дополнительного образования. Широкий спектр видов деятельности сферы дополнительного образования, предназначенный для удовлетворения потребностей и интересов детей, направленный на развитие мотивации к творчеству и познанию каждого ребенка предопределяет возможность интеграции с любым предметом основного образования на основе преемственных связей.
Интегративные процессы в начальной школе имеют больше оснований, чем на средней или старшей ступени, когда окончательно начинает преобладать дифференциация обучения. Сближение основного и дополнительного образования в начальной школе продиктовано рядом объективных условий: особенностями организации учебного процесса, отличающегося большей внутренней связанностью школьных дисциплин; один учитель и он леевоспитатель; большая целостность восприятия мира ребенком.
Оптимальный способ построения педагогического процесса в каждом образовательном учреждении или в отдельной его подсистеме связан с разработкой и реализацией образовательной программы, которая представляет собой организационно - управленческое знание, позволяющее реализовывать в практической деятельности принцип личностной ориентации образования. Образовательная программа является системообразующим фактором, компоненты которой отбираются неслучайно, а ориентированы на цель ее создания, значимость ее для учреждения и управления педагогическим процессом.
Применительно к системе дополнительного образования детей образовательная программа - это направляющая модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности. Основная характеристика образовательных программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются по сути педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации.
Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, представленный в виде схемы, в которой отражаются их основные характеристики и связи. Перспективный путь проектирования модели организации заключается в целевой структуризации, т.е. построении блочно-целсвых структур на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления для наиболее эффективного соединения управления с интересами личности и коллектива, предполагающего учет специфических особенностей каждой категории работников, учащихся вшкольном коллективе, а также родителей и общественности.
Программа «Волшебный мир искусства» носит комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, использование различных видов художественной деятельности), интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Она строится на следующих принципах: системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонтали; система праздников; система внеурочных дел; историко-культурологическая основа деятельности творческой деятельности школьников; опора па содержание основного образования, ключевых тем учебных программ; воспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблем;игровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогики; включение родителей в совместную со школьниками деятельность; принцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.
Работа по программе «Волшебный мир искусства» проводилась автором программы и под ее руководством коллективом педагогов — учителей начальной школы, воспитателей, руководителей детских художественных объединений. С целью координации деятельности педагогов была создана творческая группа и регулярно проводилась совместная методическая работа в рамках педагогической мастерской.
Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественно- творческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагогов; постоянной рефлексии собственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.
Анализ проводившейся опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности использования в практике школы подобной комплексной программы. Основными показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьников; уровень взаимодействия педагогов, участвовавших в реализации программы; создание условий для включения родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
На основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Теоретическими основаниями интеграции основного и дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении являются концепции образовательного пространства, целостности педагогической системы, самоценности дополнительного образования детей как единой системы, имеющей ряд взаимосвязанных субъектов, идеи взаимосвязи и взаимодействия как наиболее существенные в дополнительном образовании детей.
2. Образовательная программа является основой и условием интеграции учебной деятельности, внеучебной работы и дополнительного образования школьников. В системе дополнительного образования детей образовательная программа - это направляющая модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности.
З.Основными программно-методическими условиями интеграции основного и дополнительного образования в рамках художественно-эстетического направления являются: создание организационной структур I»!, обеспечивающей взаимодействие всех элементов образовательного пространства, как внешних (ДМШ, библиотека, районные или городские мероприятия), так и внутренних (уроков, занятий в творческих объединениях, различных внеурочных дел);
- разработка комплексной, интегрированной, модульной программы, ориентированной на развитие творческой активности младших школьников средствами искусства; обеспечивающей содержательную основу для сотрудничества учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования (прежде всего учителей музыки и изобразительного искусства и руководителей художественно-творческих объединений), обеспечивающей системность на организационном и содержательном уровнях, учитывающей содержание основного образования;
- создание условий для проведения совместной методической работы учителей начальной школы, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
4. Эффективность предложенных программно-методических условий для интеграции основного и дополнительного образования детей в начальной школе заключается в:
- создании структуры, обеспечивающей интеграционные связи между основным и дополнительным образованием школьников; развитии художественно-творческой активности младших школьников; установлении творческих связей между педагогами дополнительного образования, между ними и учителями начальной школы; между педагогами, работающими в школе и педагогами учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры; расширении сферы сотрудничества совершенствовании содержания и форм работы с ними.