Статья по теме:Интеграция основного и дополнительного образования в реализации РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Интеграция основного и дополнительного образования в реализации РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях обусловлена реальной ситуацией. Негативные тенденции, проявляющиеся в современной детской, подростковой и молодежной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Интеграция в образовании (в том числе интеграция общего и дополнительного образования), является способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей и предполагает объединение усилий, ресурсов, средств с целью формирования личности через проявление и развитие каждым ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создания общего программно-методического пространства, организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, организации единого педагогического процесса.
Основная цель интеграции в рамках системы образования – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Целеполагание интеграции общего и дополнительного образования осуществляется на основе исследования социального заказа.
Социальные заказчики:
- дети и их родители;
- государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
- организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.
Результаты интеграции усилий УДО и ОУ предполагают разный уровень - от интегрированных занятий, интегрированных программ и отдельных мероприятий до проектирования единого образовательного пространства.
Уровни интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей предполагают:
Внутренний формат - в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом.
Внешний формат - на уровне социума, региональной (муниципальной) образовательной системы
Учитывая специфику образовательного процесса как школы так и учреждения дополнительного образования детей целесообразно рассмотреть три модели (вида) интеграции их взаимодействия:
I модель (вид) на основе общеобразовательной организации проведение дополнительного образования учащихся, в том числе и внеурочной деятельности.
II модель (вид) – на основе УДОД проведение дополнительного образования учащихся общеобразовательных организаций.
III модель (вид) мероприятия, как совместная деятельность общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей.
1. Главным требованием построения первой модели является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования учащихся, в том числе с учетом организации внеурочной деятельности.
Конструктивное решение в данном случае может быть достигнуто путем перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
2. Вторая модель интеграции строится на основе организации дополнительного образования учащихся на базе УДОД. Здесь возможны два варианта:
Родители самостоятельно приводят ребенка на занятия в УДОД по направлениям деятельности, общеобразовательная школа имеет информацию о том, где занимается ребенок и при необходимости взаимодействует с педагогом дополнительного образования.
Организация занятий обеспечивается целенаправленно для учащихся одной школы (класса) по краткосрочным дополнительным общеобразовательным программам (по выбору детей).
Такой вид интеграции обеспечивает тесную связь с классными руководителям общеобразовательной школы и с родителями учащихся.
3. Основное отличие третьей модели заключается в совместной деятельности общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей по подготовке и проведению массовых мероприятий (фестивали, олимпиады, соревнования, конкурсы, в т.ч. дистанционные). Сложность интеграции общего и дополнительного образования учащихся в соответствии с логикой данной модели заключается в необходимости тесного взаимодействия школьных учителей и работников учреждения дополнительного образования.
Вне зависимости от выбранной модели взаимодействия, ее содержательный компонент предполагает:
обеспечение преемственности образовательных программ в ОУ детей;
наличие интегрированных дополнительных образовательных программ;
расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации, социально-педагогических функций и других;
формирование у педагогов умений проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса;
формирование знаний и умений по осуществлению интеграции внутри ОУ детей
Организационно-управленческий компонент включает:
владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач;
овладение умениями проектировать и конструировать процессы интеграции;
создание системы действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса;
овладение умениями педагогического взаимодействия, дающими возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
наличие координационного Совета по вопросам интеграции в ОУ;
стимулирование процессов интеграции в учреждении;
осуществление контроля и мониторинга результатов интеграции

Процесс мониторинга результатов интеграции ОУ и УДОД имеет внутренний и внешний уровневый характер, характеризуемый соответствующими уровневыми показателями:
Низкий уровень внутренней интеграции
интеграция осуществляется ситуативно, у субъектов отсутствуют осознанные цели необходимости осуществления интеграции;
отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;
не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;
преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;
низкая мотивация педагогов на участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;
процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно не управляем;
слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования
Высокий уровень внутренней интеграции
цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;
определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию общих дел;
разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;
субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;
системно проводятся совместные дела между педагогическим и детскими коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;
осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;
система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;
сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства.
Внешняя интеграция ОУ с УДОД проявляется:
в целях организации культурно-массовых мероприятий; выпускных вечеров; конкурсов, фестивалей детского творчества; совместных концертных, досуговых программ; творческих проектов; проведения курсов повышения квалификации для специалистов сферы дополнительного образования, психологов и педагогических работников школ, координирующих воспитательную работу;
в целях организации стажерских площадок, практико-ориентированных семинаров; организации научно-методического сопровождения деятельности

Технологии
внутренней интеграции
Технологии
внешней интеграции

Комплексные технологии: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчет, общественный смотр знаний и др.
Интегрированные программы совместной деятельности УДОД и школ, УДОД и учреждений культуры, спорта и др.

Проектные технологии: подготовка и защита творческих, социальных проектов, в том числе с использованием медиа-технологий.
Интегрированные тематические мероприятия, календарные и другие праздники, фестивали, многопредметные олимпиады, конкурсы в том числе дистанционные.

Дискуссионные технологии: дебаты, ток-шоу, дискуссии и др.)
Интегрированные коллективные творческие и общественно полезных дела и др.

Игровые технологии: деловые игры, урок - исследование, урок – экскурсия, урок – пресс-конференция, урок – театрализация, урок- «Поле чудес», «Что? Где? Когда? и др.
Интегрированные игры краеведческого,
интеллектуального и других направлений.

Предметные технологии: подготовка художественных и фото выставок, в том числе тематических; демонстрация литературных сочинений, стихов; организация ярмарки личных достижений и др.
Детские творческие коллективы: пресс-центр, актив и др.


Успех и качество интеграции ОУ с УДОД во многом будет зависеть от выстраивания совместных отношений в целеполагании и технологиях достижения целей, следовательно можно предположить следующие уровни:
добрососедский уровень отношений (школа знает о существовании УДОД, благожелательно относится к занятиям своих воспитанников в УДОД; происходит обмен основной информацией);
партнерский уровень отношений (оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными мероприятиями; привлекают материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных задач; смело рассчитывают на определенную помощь своего партнера);
интеграционный уровень отношений (создано единое пространство, в котором два (или более) образовательных учреждения решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом).

На сегодняшний день целесообразно предложить следующие формы интеграции УДОД и ОУ:
создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений;
проведение на базе УДОД занятий, углубляющих содержание по отдельным общеобразовательным предметам;
проведение в учреждениях дополнительного образования детей различных воспитательных мероприятий для учащихся школ (города, области);
проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов совместными усилиями школы и учреждений дополнительного образования детей;
организация в стенах УДОД исследовательской и проектной деятельности учащихся ОУ, сопровождение талантливых детей в подготовке на всероссийские конкурсы в рамках грантовой поддержки талантливой молодежи.
В случае, когда участников интеграционного взаимодействия более двух, речь может идти об организации сетевого взаимодействия.
Реализация Программы осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и предполагает применение воспитывающего обучения в рамках содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных общеобразовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность.