Внеклассное мероприятие по литературе для 7, 9, 11 классов «Пушкинский бал»



Пушкинский бал
(Внеклассное мероприятие, проведенное учителем русского языка и литературы Кованцевой Л.С., г. Липецк, МБОУ СОШ №62 .
Исполнители – учащиеся 7, 9, 11-х классов)(Группа учащихся исполняет полонез)
Ведущая1:
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.
Ведущая 2:
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
Ведущая 1:
В роскошных перьях и цветах;
С улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала,
Старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала
С тупым вниманием глядят.
Ведущая 2:
Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают.
Ведущая 1:
Вокруг пленительных харит
И суетится, и кипит
Толпа поклонников ревнивых;
Толкуют, ловят каждый взгляд:
Шутя, несчастных и счастливых
Вертушки милые творят.
Ведущая 2:
В движеньи все. Горя добиться
Вниманья лестного красы,
Гусар крутит свои усы,
Писатель чопорно острится,
И оба правы: говорят,
Что в то же время можно дамам,
Меняя слева взгляд на взгляд,
Смеяться справа эпиграммам.
Ведущая 1:
Меж тем и в лентах, и в звездах,
Порою с картами в руках,
Выходят важные бояры,
Встав из-за ломберных столов,
Взглянуть на мчащиеся пары
Под гул порывистых смычков.
Ведущая 2:
В парадных залах царил дух величия, который создавался с помощью архитектуры, интерьера и мебели. Всей строгости и величавости парадных залов, торжественности балов как нельзя лучше соответствовал танец-шествие – полонез, которым обычно открывали балы. Это необыкновенно грациозный танец, требующий строгости осанки, собранности, подтянутости, горделивости.
Ведущая 1:
Ференц Лист очень точно подметил, что полонез вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой, он был дефелированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения.
Ведущая 2:
Обучение танцам начиналось рано, с 5-6 лет. Пушкин начал учиться танцам уже в 1808 году. Он с сестрой посещал танцевальные вечера у Трубецких, Бутурлиных и Сушковых, а по четвергам – Иогеля. Изящество, проявляющееся в точности движений, являлось признаком хорошего тона.
(Учащиеся 6 класса исполняют вальс).
Дама 1:
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных,
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный,
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Дама 2:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой,
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет, и убить,
Заставит полюбить и разлюбить…
Кавалер 1:
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить.
(Исполняется романс «Я помню вальса звук прелестный…» - учащаяся 11 класса)
Ведущая 2:
После полонеза – вальс. Удивительный танец! Рожденный на стыке трех стран: Германии, Австрии, Чехии, он был просто народным танцем. А потом, благодаря своей необыкновенной увлекательности, проник в аристократические салоны, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина.
Ведущая 1:
В середине XIX века широчайшее распространение в Европе получил вальс нового типа, вальс, рожденный в Вене. Его стали танцевать буквально повсюду – в бальных залах, на улицах, площадях.
(Учащиеся 11 класса исполняют вальс).
Ведущая 2:
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. Для юной девушки, которую только начали выводить, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная… Вспомните бал Наташи Ростовой.
(На фоне вальсовой музыки).
Дама 2:
… Глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забился сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Впереди, сзади их, так же тихо переговаривались и так же в бальных платьях входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу равномерный гул голосов, шагов, приветствий оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
(Учащийся, исполняющий роль А. Болконского, приглашает на вальс даму).
Ведущая 1:
К балу готовились – ведь это целый спектакль, который при строгой построенности допускает массу вариантов, неожиданных поворотов, и чем дольше длится это волшебное время, тем больше свободы.Ведущая 2:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Ведущая 1:
Прислушаемся, о чем говорят наши гости.
(Кавалеры объясняются с дамами, становятся на одно колено, держат даму за руку).
Кавалер 1:
Исполнились мои желанья,
Сбылись давнишние мечты:
Мои жестокие страданья,
Мою любовь узнала ты.
Кавалер 2:
Опять пред тобой я стою очарован,
На черные кудри гляжу, -
Опять я тоской непонятной взволнован
И жадных очей не свожу.
Кавалер 3:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Кавалер 4:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Кавалер 3:
Я вас люблю – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Кавалер 4:
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Кавалер 5:
Позволь душе моей открыться пред тобою
И в дружбе сладостной отраду почерпнуть.
Скучая жизнию, томимый суетою,
Я жажду близ тебя, друг нежный, отдохнуть.
Кавалер 6:
В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью измучен.
Ведущая 2:
Мазурка составляла центр бала. Еще один танец XIX века, овеянный романтическими мечтами, безудержной страстью и благородством, - мазурка. Он родился в Польше и был самым популярным и самым любимым танцем. Мазурка, как все танцы, родившиеся в народе и пришедшие в танцевальные салоны, претерпел сложную эволюцию.
Ведущая 1:
Сами поляки различали два вида мазурки: дворянскую и простонародную. Движения гордого шляхтича плавны, сдержанны, проникнуты сознанием своего достоинства и носят на себе отпечаток рыцарского благородства и утонченной вежливости.
В народном танце исполнитель… не думает сдерживать ни своих чувств, ни движений. Он всецело отдается выпавшему на его долю минутному счастью.

Ведущая 2:
Главное очарование этого оригинального танца и вся его притягательная сила заключается в той сравнительно личной свободе, с которой каждый может, по своему усмотрению, сочинять шаговые комбинации, какие ему заблагорассудится, - лишь бы не выйти из такта и не мешать другим. Здесь каждый может вполне отдаться игре своей фантазии и последовать своему вкусу… Характер этого танца нелегко описать. Он представляет собой смесь благородной гордости, боевой отваги, рыцарской любезности и грациозного воодушевления.
Ведущая 1:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы;
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы…
(Учащиеся исполняют мазурку).
Ведущая 2:
Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончи полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест».
Пушкин:
Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало мне душу. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе.
(муз. Хачатурян Маскарад»).Ведущая 1:
Балы! От штор до штукатурки,
От люстр до коков – все дрожит…
Вон – Пестель, он летит в мазурке,
Вон – с дамой Вяземский кружит.
Трещат вощеные паркеты,
Солдаты дую, молодцы!
Кружат сановники, поэты!
Тираноборцы, мудрецы.
Стихи – в альбомах женщин милых.
Трактаты – в дружеском письме.
Как все легко!
Мазурки в жилах,
В душ мазурка
И в уме.
С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже нее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.
Пушкин:
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной силой красоты.
Натали:
Звезда моя! Свет предреченных дней!
Твой путь и мой судьба их сочетает.
Твой луч, светя, звучит в душе моей
В тебе она заветное читает.
И жар ее, твой отблеск верный здесь.
Гори, гори! Не выгорит он весь!
(муз. Романс «Гори, гори, моя звезда» - исполняет учащаяся 11 класса).Ведущая 1:
К числу любимейших танцев принадлежала полька. Полька – танец века. Новые темпы и ритмы жизни требовали перемен и в бальных танцах. Людям «дела» некогда было разучивать новые, сложные па в танцах и тратить на это развлечение драгоценное время. Полька, национальный чешский танец, как нельзя лучше отвечала всем этим требованиям: простота движений, скорость, ритмичность, вращение в паре – все это сделало его очень популярной в 40-е годы XIX века. Во всех салонах только и танцевали польку, разговоры велись только об этом танце, который на некоторое время затмил даже популярность вальса.
Ведущая 2:
Редкому танцу выпадала честь произвести такую сенсацию и заставить о себе столько говорить, писать, печатать и фантазировать чуть ли не по сему земному шару, как то случилось в 1844 году с полькой. Явилась особенная прическа а-ля полька, пирожное, платье… и, боже милостивый! Какие только танцевальные композиции не выдавались тогда за польку! Можно было просто потерять голову – не зная, кому верить.

(учащиеся исполняют польку).
Ведущая 1:
Домашние балы и музыкальные вечера допускали некоторые вольности. Молодежь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию.
(игра в фанты).
Ведущая 2:
День столичного дворянина обычно подчинялся распорядку. Парижские светские дамы гордились тем, что никогда не видели солнца: просыпались на закате, ложились в постель перед восходом. День начинался с вечера и кончался в утренних сумерках. На балы начинали съезжаться от 9 до 10 часов, а истинные щеголи не приезжали до полуночи. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в 2-3 часа ночи.
(исполняется романс «Я ехала домой» М. Пуаре- исполняет учащаяся 11 класса).
Проход и поклон участников бала на фоне полонеза.
Литература
«Литература в школе», 1998. - №2.
«Литература в школе», 1997. - №4.
Пушкин А.С. Сочинения в 3 т. М., Художественная литература, 1985.