Урок по обществознанию для 10 класса Истина и её критерии

Технологическая карта урока.

Предмет – обществознание.
Класс -10.
Учебник – «Обществознание. 10 класс (профильный уровень)», под редакцией Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение», 2012.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Тема – «Истина и её критерии».
Цель: выяснить проблему истины и той цены, которую человек платит за её обладание.
Задачи:
Обучающая: раскрыть сущность процесса постижения истины, определить значение этого процесса в жизни человека; определить, что такое истина в научном и философском, общечеловеческом смысле, каковы её свойства, виды, критерии;
Развивающая: развивать навыки самостоятельной исследовательской работы: анализ разнообразных источников знаний, выдвижение гипотез, подбор аргументов и контраргументов, синтез, обобщение, а также умение обосновывать и высказывать свою позицию по заданному вопросу, вести дискуссию; работать в группе; развивать навыки компьютерной грамотности, развивать творческие способности;
Воспитательная: воспитание высоких нравственных качеств личности: любви, милосердия, сострадания, ответственности за свои поступки, чувство справедливости, человеческого достоинства, развивать коммуникативную культуру учащихся, способствовать выработке их гражданской позиции.

Этап урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся




познавательные
коммуникативные
регулятивные
личностные




Осуществляемые действия
Формируемые способы действий
Осуществляемые действия
Формируемые способы действий
Осуществляемые действия
Формируемые способы действий
Осуществляемые действия
Формируемые способы действий

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.
Организует беседу, вводит класс в дискуссиюпросит выдвинуть предположения о теме урока.
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока.
Выделять существенную информациюВыдвигать гипотезу и обосновывать её. Развитие познавательной инициативы.
Взаимодействие с учителем и с другими учениками во фронтальном режиме.
Строить понятные для собеседника высказывания. Планирование учебного сотрудничества
Контролируют правильность ответов друг друга.
Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Дополнять и уточнять мнения по существу поставленной задачи.
Поиск своей позиции в многообразии обществоведческих и мировоззренческих позиций.
Самоопределение. Смыслообразование. Сформированность познавательных , учебных, социальныхмотивов.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Совместное исследование проблемы.Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Поиск решения учебной задачи.
Организует обсуждение определений понятия «истина». Делит класс на группы. Дает каждой группе задания, организует учебное исследование.
Читают текст параграфа. Заполняют свою часть матрицы и по ходу выступления других групп – оставшиеся колонки.
Самостоятельно выделять познавательную цель. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение. Действие со знаково – символическими средствами. Выполняют логические действия. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
Участвуют в обсуждении предложенных проблем, делают замечания, вносят предложения
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, коррекция и оценка действий партнеров, овладение монологической и диалогической формами речи. Формирование вербальных способов коммуникации.
Исследуют условия учебной задачи. Организуют работу группы над её решением.
Планирование и контроль работы группы. Обнаружение отклонений от эталона. Выделение и осознание усвоенного. Умение выполнять действие по заданному образцу.
Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других. Взаимопомощь.
Формирование ответственного отношения к учению, целостного мировоззрения, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку. Осознание ответственности за общее дело.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний.
Решение частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия
Организует работу учащихся над выполнением познавательных практических заданий. Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.
Читают и выполняют задания, предложенные учителем.
Смысловое чтение. Действие со знаково – символическими средствами. Выполняют логические действия. Строят речевое высказывание в устной и письменнойформе. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности
Участвуют в обсуждении предложенных проблем, делают замечания, вносят предложения
Осуществление различных способов взаимодействия через различные виды коммуникаций, коррекция и оценка действий партнеров, овладение монологической и диалогической формами речи.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществляют пошаговый контроль.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и ещё не известно. Готовность к преодолению трудностей. Дают самооценку выполненным заданиям.
Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других. Ведут диалог на основе равноправных отношений.
Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

4. Формирование самоконтроля.











Осуществление самоконтроля через применение новых знаний на практике.
Организует самостоятельную, практическую, коррекционную работу учащихся помощью ЦОР.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Извлечение необходимой информации. Структурирование знаний. Контроль и оценка результатов деятельности
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Рефлексия своих действий.
Умение договариваться, находить общее решение. Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
СамопроверкаОсуществление пошагового контроля.
Саморегуляция. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умение адекватно воспринимать оценки. Самооценка на основе критерия успешности.
Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других. Самооценка результатов своей учебной деятельности.
Формирование ответственного отношения к учению, целостного мировоззрения. Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за него.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Применение новых знаний на практике.
Приводит конкретный пример. Организует обсуждение проблемы. Подводит итоги диалога, отмечает наиболее активных учащихся.
Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры.
Осуществление логических действий. Умение сравнивать цель и результат.
Строят рассуждения, понятные собеседнику.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.
Контролируют правильность ответов друг друга.
Умение адекватно воспринимать оценки.
Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других.
Формирование целостного мировоззрения, социально – ориентированного взгляда на мир.






План урока.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учитель:
- Что такое счастье?
«Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – горы душистого хлеба.
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.
- А что для счастья нужно ученикам?
(Ответы учащихся).
- Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

2. Постановка учебных задач (5мин.)

Учитель: Сегодня герои произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» приглашают вас рассмотреть один очень интересный и актуальный философский вопрос.

Учащиеся разыгрывают сцену из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
ПИЛАТ
-А вот что ты все-
·таки говорил про храм толпе на базаре?
ИЕШУА
Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.
ПИЛАТ
Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
ИЕШУА
Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебя трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Ну вот, все и кончилось, и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

Учитель: Как вы думаете, что будет являться предметом изучения на нашем уроке? Попробуйте предположить тему урока.
Наши герои пригласили к размышлению на эту вечную тему «Что есть истина?», которая для нас будет и проблемным заданием.
Нас будет интересовать не только содержание истин (факты, суждения, представления), а её природа, сущность процесса постижения. При этом истина будет рассматриваться как свойство наших мыслей, теорий, как одна из характеристик того, что мы называем знанием. Эта обширная тема относится не только к академической, философской сфере, но и к практической.

3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний (15 мин.)
Учитель:
- Для работы на уроке я предлагаю разделиться на 4 группы. Для этого прошу вас ответить на вопрос «Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?» Аргументируйте свой ответ.
1. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
2. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
3. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
4. Истина – это то, во что человек верит.
(Ответы учащихся и деление класса на четыре группы, в зависимости от высказанных мнений).
- Почему у нас сложились разные точки зрения? Что нужно сделать, чтобы найти правильный ответ? Чего мы ещё не знаем?
- Каждая группа получит отдельное задание, работая над которым она должна будет заполнить свою часть матрицы:
1 группа – проблемы истины в науке (1 раздел пар.22 и документ на стр.235).
2 группа – критерии истины (2 раздел пар.22).
3 группа – виды истины (3 раздел пар.22).
4 группа – истина и заблуждение (4 раздел пар.22).

1 группа. Проблемы истины в науке.
2 группа. Критерии истины.
3 группа. Виды истины.
4 группа. Истина и заблуждение.

ученые
определение истины
ученые
критерий
виды
общее
различие
примеры
истоки заблуждений
примеры



































Каждая группа выступает с результатами своей работы. Участники остальных групп во время выступления одноклассников заполняют оставшиеся колонки матрицы.

4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (10 мин.)
Учитель: Используя материалы заполненной матрицы, выполните следующие задания:
1 группа – составить схему «Виды истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Критерии истины».
2 группа – составить схему «Свойства истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Виды истины».
3 группа – составить схему «Философы об истине», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Свойства истины».
4 группа – составить схему Критерии истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Философы об истине».
Каждая группа выступает с результатами своей работы.

5. Формирование самоконтроля (5 мин.)
Учитель предлагает ученикам выполнить задания (набор ЦОР к учебнику «Обществознание. 10 класс» Боголюбов Л.Н. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

6. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. (5 мин.)

Один из учащихся, получивший опережающее задание, анализирует высказывание академика А..Д. Александрова «Наука и этика»:
«Вместе с тем знание истины открывает человеку большие возможности, расширяет его свободу, обогащает его духовно. И в этом смысле стремление найти истину, распространить и утвердить её среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям, не говоря о тех материальных результатах, которые дает знание истины.
Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им с высокой трибуны, не заботясь об истине».
Учитель: Как вы думаете, в чем заключается жизненная, практическая значимость данной темы?
(Ответы учащихся).

Второй учащийся, получивший опережающее задание, анализирует сказку «Набитый дурак».
«Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:
- Ты бы, сынок, пошел около людей потерся да ума набрался. Постой, мама: сейчас пойду. Пошел по деревне, видит-два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого.
Не дури, - говорят ему мужики, - ступай, откуда пришел. А он знай себе потирается.
Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз.
- Что ты, дитятко, плачешь? - спрашивает его старуха. Дурак рассказал ей свое горе.
- Ах, сынок, куда ты глупенешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам - не переносить, возить бы - не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали. На другой день идет дурак по деревне; навстречу ему несут упокойника. Увидал и давай кричать:
- Бог помочь! Носить бы вам - не переносить, возить бы - не перевозить! Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться.
- Вот, мама, ты научила, а меня прибили! - Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» - да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили- напоили досыта.
Пошел дурак по деревне, слышит - в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет.
- Что это за невежа пришел, - говорят пьяные гости, - мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет! Выскочили и порядком ему бока помяли...»
Учитель: Получил ли сын истинные знания? Ответ обоснуйте.
(Ответы учащихся).
Учитель: От того, как мы понимаем истину, зависит модель поведения на работе, в семье, сфере досуга, отношение к искусству и пр.
7. Рефлексия (2 мин.)
Вспомните начало нашего сегодняшнего урока. Какое же из предложенных определений истины будет являться верным? Почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Вы сегодня были успешны на уроке? Почему? Что у вас получилось? Что вызвало трудности? Над какими проблемами, затронутыми сегодня на уроке, вы будете работать дальше?

8. Домашнее задание (1 мин.)
Выберите одно из предложенных высказываний и напишите эссе.
«Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей» (Толстой Л.Н.)
«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» (Эйнштейн А.)
«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе» (И.–В. Гёте)















15