Использование языкового портфеля для оптимизации процесса обучения и оценивания речевой компетенции учащихся


Повесма Н.А.
Учитель английского языка
МАОУ СОШ №85 г. Екатеринбург
Использование языкового портфеля для оптимизации процесса обучения и оценивания речевой компетенции учащихся
В связи с появлением ФГОСу нового поколения, система оценивания должна обеспечить комплексный подход: оценку динамики индивидуальных достижений. Согласно ФГОС нового поколения, учащиеся должны уметь осуществлять контроль своей деятельности при достижении результатов. В настоящее время не только учитель должен контролировать и проверять знания учащихся, но и учащиеся должны уметь критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Для начала рассмотрим определения состояния основных понятий, таких как: оценивание, оценка, средства оценивания, оптимизация, компетенция, речевая компетенция.
Оценивание – достаточно объёмное понятие: оно включает в себя и процесс и результат работы. Существует несколько определений этого понятия. Оцениванием является анализ позитивных и негативных моментов деятельности. Также оно контролирует качество образования. Оценивание – это объект, с помощью которого мы можем определить развитие и прогресс в преподавательской деятельности; способ корректировки деятельности учащихся, с помощью которого учитель определяет уровень подготовки учащегося. Оценивание – это мнение о своих действиях и поступках, а также анализ деятельности.
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что оценивание помогает нам определить уровень знаний и умений учащихся, а также проконтролировать качество образования. Кроме того, функциями оценивания являются обучающая, поощрительная, стимулирующая, координирующая, рефлексивная, воспитательная.
Оптимизация — это процесс выбора наилучшего варианта из возможных, а также действия для достижения наилучшего результата.
Э.Ф. Зеер считает, что компетенции – обобщённые способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность.
В свою очередь речевая компетенция входит в коммуникативную компетенцию. Под речевой компетенцией понимается умение учащихся пользоваться иностранным языком в конкретных ситуациях общения. Используя речевые, неречевые и интонационные средства оценивания. Речевая компетенция предполагает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющею.
В зарубежных исследованиях коммуникативная компетенция – способность общаться устно или письменно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях. Предпочтение должно отдаваться передаче смысла, а форма предъявления информации, точнее, корректность языковых средств, второстепенна по отношению к смыслу высказывания.
Для того что определить роль языкового портфеля в оценочной деятельности учителя на уроках английского языка обратимся к Европейскому языковому портфолио. Основной целью языкового портфеля является обеспечение разностороннего обучения иностранного языка в течение всей учебной деятельности обучаемого. Целями языкового портфеля, по мнению Совета Европы, состоит в том, чтобы:
- внедрять в преподавание и изучение языков образовательную идеологию;
- дать учащимся подходящее средство оценивания для определения прогресса в овладении языком;
- дать учителю возможность оценить уровень достижения каждого ученика и при необходимости вносить коррективы в свою преподавательскую деятельность;
- заинтересовать учащихся изучать язык.
Портфолио (в широком смысле слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его получения. Портфолио даёт возможность получить характеристику динамики результатов обучения. В зарубежных системах образования портфолио используется как новая форма оценивания, а также и самооценивания. Портфолио позволяет видеть результаты, достигнутые учеником в различных сферах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Также портфолио является важным компонентом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход заключается в умении учащихся решать коммуникативные, проблемные задачи.
Важная цель портфолио – обеспечить отслеживание индивидуального прогресса и достижений учащихся, умение учащихся практически применять приобретённые знания и умения в жизни, увидеть и проанализировать прогресс учащихся в целом.
Портфолио является не только инновационным средством оценивания, но и помогает решать различные педагогические задачи:
- Развивать высокую учебную мотивацию учащихся;
- Давать учащимся возможность активно проявлять себя и учиться работать самостоятельно;
- Расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- Формировать умение ставить цели, находить пути их достижения, уметь организовывать учебную деятельность;
- Применять индивидуальный подход к каждому ученику;
- Формирование успешной социализации [Гальскова 2000:6-11].
Таким образом портфолио играет важную роль в деятельности учителя, т. к. дает ему возможность оценить результаты деятельности учащихся и смотивировать их на учебную деятельность.