Статья Проектная деятельность на уроках технологии


Гришко Геннадий ЯковлевичОписание опытаПроектная деятельность на уроках технологии как средство подготовки школьников к творческой преобразовательной деятельностиПодготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в демократическом обществе с рыночной экономикой является одной из главных задач современного образования.
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение.
Трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то каждый труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами.
В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.
Опыт моей работы, а также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета, заинтересовать предметом, научить посещать
этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет.
В соответствии с этим целью моей педагогической деятельности является организация учебного процесса, способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности личности.
Для реализации данной цели поставила перед собой следующие задачи:
Способствоватьформированию у школьников креативного мышления.
Создаватьусловия самостоятельного выбора разрешения проблемных ситуаций.
Способствоватьформированию у школьников социальной позиции полноправных и ответственных хозяев жизни.
Помочьшкольникам в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПЫТА
Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание (лат. projectus - буквально брошенный вперед).
Наибольшее развитие опыт проектирования в подготовке калров получил в Соединенных Штатах Америки в конце XIX - начале XX века. Это обстоятельство не было случайным: американскому обществу нужны были люди реалистичные, инициативные, предприимчивые. «Умей пробивать себе дорогу, умей бороться и преуспевать, будь смелым, предприимчивым, будь борцом и исследователем, хозяином своей судьбы и кузнецом своего счастья, а все остальное приложится», - такова философия жизни большинства американцев. Метод создания проектов использовался в качестве средства подготовки сельскохозяйственных рабочих, инженеров.
Идеи проектов в общем и профессиональном образовании в дальнейшем получили развитие в русле теоретических концепций прагматической педагогики и связаны с именем американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика.
Активно пропагандируя идею гражданской активности, включенности подрастающего поколения в общественную жизнь и рассматривая ее как одну из важнейших целей воспитания, Джон Дьюи предлагал строить образование как активную целесообразную проектную деятельность детей. Суть ее заключается в решении насущных жизненных, личностно значимых для ребенка проблем посредством исследования окружающей действительности, приобретения новых знаний и практического их применения в реальной жизни. Такая деятельность, как правило, организуется на основе совместного труда, сотрудничества детей в процессе работы над проектом. Джон Дьюи исходил из понимания детства не как
в планировании, организации и контроле своей деятельности (технология индивидуального обучения);
способ группового обучения (групповые технологии);
компонент методики обучения в школе С.Френе (альтернативная технология свободного труда);
способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся (технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности);
метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени (технология саморазвивающего обучения).
Сегодня проблемы реформирования системы образования связаны с наиболее актуальной и интенсивно обсуждаемой идеей компетентностного подхода. В связи с тем, что компетенции формируются в деятельности, одной из образовательных технологий, способной поддержать компетентностный подход и образовании, считается метод проектов как технология «деятельностного обучения». Он активно используется учителями- предметниками, педагогами-воспитателями во внеучебной деятельности, в профессиональной подготовке среднего и высшего звена.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Метод проектов составляет дидактическую основу освоения нового интегрированного курса "Технология".
Под этим методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, этапа подготовки к будущей взрослой жизни, а как полноценного периода человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.
Метод проектов в России развивался параллельно с разработками американских ученых и связан с именами С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова.
Обучение методом проектов в России в особенности связывается с именем Станислава Теофиловича Шацкого, который в 1905 году возглавил группу сотрудников, пытавшихся активно использовать проектный метод на практике. Ученые видели в нем универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности, обеспечения связи знаний с жизнью, с трудом.
Технология проектного метода создавалась С.Т, Шацким в рамках модели «педагогизации среды», основной идеей которой была координация воспитательных усилий власти, кооперации, завода, фабрики в воспитании подрастающего поколения. Взяв на себя функции воспитательного центра, школа взаимодействовала с теми микросредами, где проходил процесс формирования ребенка. Школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием условий для достижения целей воспитания. Подразумевалось, что сообщество взрослых и детей, объединенных общим делом, способно внести серьезные изменения в детское сознание и поведение.
Главная педагогическая позиция С.Т. Шацкого заключалась в признании ценности трех форм опыта: жизненного, накопленного ребенком самостоятельно, специально организованного взрослыми и готового, накопленного человечеством. Опыт - фундамент для организованной умственной работы. Задача педагогов, по мнению автора, - объединить эти формы опыта в единый педагогический процесс.
Образовательная задача школы, по мнению С.Т. Шацкого, заключается в глубоком и тщательном исследовании позитивного и негативного начала детской субкультуры. «Нужно пройти еще долгий путь изучения детской жизни, найти, что такое детский труд, детское искусство, детская наука и социальная жизнь», - писал Шацкий. Школа стремится использовать ценное в субкультуре детей, чтобы усовершенствовать педагогический процесс. Положительные свойства детской субкультуры используются как «строительный» материал в обучении и воспитании.
Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий и представляет его как:
вариант технологии проблемного обучения;
комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность
требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме и может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.
Он предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.
Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.
Преимущество метода проекта состоит в следующем:
Системном закреплении знаний по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках химии и физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают эргономические факторы изготовления. Математические и пространственные знания и умения развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы, разрабатывают модели по текстильным проектам или делают чертежи. Эстетические способности развиваются, когда ученики принимают решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия.
Метод проектов не только помогает закреплять полученные по другим предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" развитие интереса к другим предметам. Все предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при обучении технологии.
Примерами межпредметных проектов могут служить такие: проект «Пути экономии электрической энергии», проект «Оформление клумбы, цветника», которые нашли практическое применение.
Развитии когнитивных умений (знаниевых).
Обучение технологии через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни занимались. Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки дивергентного (различного, вариативного) мышления, которые очень важны для творческой деятельности. У них также развиваются навыки конвергентного (в буквальном смысле это "схождение", "сближение") мышления, которые необходимы для принятия решений. И по мере совершенствования их у учеников развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.
Развитии социальных и физических умений.
Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются "социальные" умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.
Развитии уверенности в своих силах.
Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.
Метод проектов в курсе реализации "Технологии" можно представить в виде 6 ключевых моментов:
-проектирование и изготовление изделия, отвечающего реальной потребности определенного пользователя;
-проведение специального исследования;
возможному удовлетворению данной потребности
разработка идей до стадии изготовления;
изготовление изделия (предварительно спланировав эту стадию;
испытание изделия в реальной жизни и оценивание его по параметрам удовлетворения определенной потребности.
Все эти компоненты имеют место внутри проекта как целостного процесса.
Данный метод стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности школьников.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволяет:
активно развивать личностные качества и способности школьников;
повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
усилить уверенность учащихся в собственных силах ( в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения);
поднять имидж учителя (использование в обучении передовых педагогических технологий);
включить в процесс обучения учащихся их родных и близких ( помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Я использую метод проектов в своей практике уже несколько лет и с каждым годом все больше убеждаюсь в эффективности этого метода. Предпочитаю выполнять проекты с учащимися при изучении разделов «Культура дома», «Художественная обработка материалов». Считаю, что именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить индивидуальность, свое творчество.
Работая над некоторыми проектами ученики привлекают к своей деятельности членов семьи ( «Подарок своими руками», «Игрушки своими руками», «Полезное изделие для дома», «Дачный набор», «Пасхальный подарок», «Интерьер моей комнаты» и другие.
Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско- технологические проекты. Конечно же, наибольшую трудность проекты представляют для учащихся 5-х классов, ведь большинство из них впервые сталкивается с такой работой. Чтобы облегчить им работу я рекомендую в 5 классе выбирать ту работу, которую они выполняют в рамках изучения названных разделов программы. В 5-ом классе я очень подробно объясняю детям, что такое проект, из каких частей он состоит, какие требования предъявляются к каждой части проекта, как правильно оформить пояснительную записку, как пользоваться информационными ресурсами, где можно найти нужную информацию, как проводить опросы и интервью. Мы учимся правильно выделять проблему, искать пути её решения, ставим цели и задачи, решаемые в ходе работы над проектом. Попутно изучаем материалы и инструменты, безопасные приемы работы, экологическую безопасность изделия. Учимся рассчитывать экономическую составляющую, сравнивать её со стоимостью схожих работ, увиденных в магазине. Все эти навыки, полученные в 5-ом классе, позволяют в дальнейшем детям без опаски браться практически за любые проекты. Конечно, в 5-ом классе социологический опрос может состоять всего лишь из нескольких вопросов одноклассникам или родителям по поводу оценки выполненной работы, но зато в дальнейшем ребята уже не боятся проводить различные опросы, включая в свои проекты исследовательские моменты.
Для запуска проекта использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы. Стараюсь максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе реализации проектов. Ведь если грамотно согласовать содержание и формы проектной деятельности с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться к познанию. Стараюсь оптимально подбирать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников. Это приводит к успеху в проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационноподготовительного, технологического и заключительного.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта. Мое сотрудничество с учащимися во время реализации ими проектов можно представить следующей структурой деятельности:
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогаю определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендую источники получения информации
Экспериментирует Раскрываю возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействую прогнозированию результатов
Активен Создаю условия для активности школьника
Субъект обучения Партнер ученика
Несет ответственность за свою деятельность Помогаю оценить полученный результат
Учащийся при таком подходе является активным участником процесса познания, а не объектом, пассивно воспринимающим информацию. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы.
Чаще всего я стараюсь не вмешиваться, когда дети распределяют свои функции в процессе работы над проектом, но иногда это бывает необходимо, и тогда я рекомендую им наиболее приемлемый вариант распределения обязанностей.
Обязательно провожу публичную защиту проектов. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов
Оценку проектов делаем вместе с учениками. В ходе защиты проекта одноклассники и я задаем вопросы и затем вместе выставляем оценки.
Я обычно практикую за проект 4 оценки:
за творческую работу;
за оформление работы (как творческой работы, так и пояснительной записки);
за содержание пояснительной записки;
за защиту проекта.
Так как детей знакомлю с критериями оценки проектов в самом начале, то никаких трудностей обычно не возникает.
Конечно, кроме этих оценок ребята получают оценки и в процессе работы над проектом.
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы, позволяет учитывать в процессе обучения национальные и региональные условия.
Например, содержание регионального компонента по технологии в 8 классе направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах декоративно-прикладного искусства. В программе органично соединены учебный предмет “Трудовое обучение” с материалом “Культура народов Забайкалья”. Синтез этих понятий естественен. Наряду с практическими умениями учащиеся изучают сюжеты и мотивы сибирского орнамента, знакомятся с традициями забайкальцев. Учащиеся узнают о народных праздниках, традициях, национальных обрядах, обычаях, проводят аналогии с современными традициями. Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников
В помощь учащимся в работе над проектами в учебной мастерской оборудован "Уголок проектов" на котором размещены такие материалы, как "Положение об ученическом проекте", "Темы проектов", "Оформление работы", "Образцы творческих работ", "Требования к пояснительной записке", "Экономическое обоснование проекта", "Порядок защиты проекта", "План выступления на защите проекта", "Критерии оценки работы".
Итак, что такое проект, выполняемый на уроках технологии? Это творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, так и практические умения и навыки.
Без постановки перед учащимися проблемных заданий, проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.
Какими же внутренними критериями должен руководствоваться учитель при выборе проектов? Вот главнейшие из них:
Достаточно ли горячо проект захватывает детей.
Таит ли он в себе возможность успешного осуществления.
Присуща ли ему способность пробудить в детях другие виды активности, т.е. повлечь за собою другие проекты.
Помимо основной функции — помощи детям в свободном выборе
проекта — существует целый ряд других: помощь детям в планировании проекта, практическом его осуществлении и, далее, в критике конечных результатов, т.е. планирование, выполнение, критика — все это должно быть делом самих детей, а не являться результатом какого-либо плана, прекрасно проработанного учителем. К чему же сводится, в итоге, учительская помощь? Прежде всего, к следующему:
снабжению детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и пр.;
обсуждению различных способов преодоления возникших затруднений путем косвенных, наводящих вопросов;
одобрению или неодобрению различных фаз рабочей процедуры.
Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности
учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки.
Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии.
Естественно, что не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА«Учебный проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
Мои ученики ежегодно принимают активное участие и занимают призовые места в школьных, муниципальных олимпиадах по технологии, где представляют свои проекты.
Динамика качества знаний по технологии
Учебный год Технология
2011 - 2012 100%
2012 - 2013 100%
2013 - 2014 99,2%
На протяжении нескольких лет успеваемость по технологии (обслуживающему труду) составляет 100 %.
выводыМой небольшой опыт показывает, что работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.
Ученик, занимающийся проектной деятельностью, учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом. Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика. В итоге активная разносторонняя проектная деятельность способствует формированию личности, способной к творческой преобразовательной деятельности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
БершадскийМ.Е., Гузеев В.В, Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.
ГузеевВ.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
3.Зарипова Е.И. Использование учебных задач для реализации краеведческого содержания предмета «Технология» в 5-9 классах. Методические рекомендации для учителей. - Омск: ООИПКРО, 2004
КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.
ГуревичМ. «Работать становится интереснее и учителю, и ученику» Учитель. 2002, №1.
ПохомоваН.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.