Проектная технология как метод обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС


Использование проектной технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Дандыль Г.П.- учитель английского языка МБОУ СОШ №1
Необходимость постоянного совершенствования системы образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Современное общество диктует необходимость повышения качества знаний, совершенствования умений и навыков и уровня воспитанности школьника. В соответствии с этим, школа нуждается в разработке, внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Задача преподавателя иностранного языка в первую очередь заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся, и одновременно развитие навыков владения определенными языковыми средствами.  В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.
В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе, т.е. происходит
становление личности учащегося
раскрытие его индивидуальных способностей
развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний
Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения, вовлекая учащихся в активную познавательную и творческую совместную деятельность при решении одной общей проблемы.
Проектная методика уходит своими корнями в 1920-е годы и берет свое начало от понятия «обучение посредством делания», которое ввел американский философ и педагог Джон Дьюи, его общий смысл заключался в том, чтобы установить связь учебного материала с жизненным опытом обучающихся. В России развитием метода проектов занимались С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, Б.П. Игнатьев и многие другие.  Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие. Проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.
Цели проектной деятельности:
.показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
•реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
•формировать у школьников желание и умения самостоятельного изучения английского языка доступными им средствами;
•продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
•подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.
Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,- культуру общения, - умение формулировать собственные мысли, - умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению, - умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве, - умения и навыки использования современных компьютерных технологий, - языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,- умения применять накопленные знания по предмету,- критическое и творческое общениеПреимуществами проектной методики являются следующие: - возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта- повышение активности учащегося- возможность обращения к дополнительным источникам информации - обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации- возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков- возможность практического применения языковых знаний – возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию- возможность реализации активной устной практики для каждого ученика - возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы- возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:• Направленность на достижение конкретных целей• Координированное выполнение взаимосвязанных действий• Ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом• В определённой степени неповторимость и уникальностьНа уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. 4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.5. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.6. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке. 7. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.8. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.Принципы проектной деятельности:
доступность;
субъектность ;добровольность и партнерство;
преемственность;
результативность;
научность и созиданиеЭтапы работы над проектом:1. Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.2. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся. 3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.4. Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта. 
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность. Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Существуют основные принципы проектной технологии:- Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы) – конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).- Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.- Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.- Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:- Организация работы. - Дополнительная нагрузка.- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.- Оценка работы учащихся.- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость. При работе над проектами у учащихся также возникают трудности: - Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)- Трудности логического связного построения текста. - Трудности взаимодействия с другими учащимися.- Трудности в работе со справочным материалом.- Трудности оформления и презентации проектов.Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся. Работа учащихся должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время. На уроках английского языка я регулярно использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных. Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов – заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности. Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления. С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества и поддержки, которая:- помогает детям ощутить собственную значимость и уникальность,- способствует укреплению положительных отношений в группе,- предполагает взаимообогащение учащихся, проявлению их фантазии.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются: 1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт_____________________. 2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем. 3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету_____________. 4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости______________________________________________.
Вывод: В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения:
увеличивается скорость чтения
улучшается качество перевода
совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации
расширяется кругозор учащихся
развиваются коммуникативные навыки
развивается умение вести дискуссию на английском языке

Работа над проектами выводит учителя и ученика на новый уровень. Учитель уже не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом дает возможность проявить свои организаторские способности, показать свои скрытые таланты. Проектная работа – это нужное и интересное дело.Проектная деятельность учащихся 5–9 классов в условиях реализации ФГОС ООО – вебинар в рамках ШЦВ
Пройдет 08 ноября 2016 в 16:00–17:30 по московскому времени
Автор: М. Ступницкаякандидат психологических наук, доцент Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, лауреат премии Правительства РФ в области образования, педагог-психолог АНО «Школа «Премьер», автор статей и книг, посвященных вопросам психологического сопровождения образовательного процесса
Записаться бесплатно (в рамках ШЦВ)
На вебинаре будут обсуждаться вопросы организации проектной деятельности учащихся 5–9 классов. Автор вебинара расскажет: о проектной деятельности и ее реализации в условиях ФГОС второго поколения; о том, как проектная деятельность позволяет учитывать особенности мотивации ученика и способствовать ее повышению; воспитательных возможностях проектов и об их применении для развития УУД учащихся. Содержание вебинара представляет интерес для всех педагогов, кто хочет использовать метод проектов в своей профессиональной деятельности.
https://my.1september.ru/webinar/212Вебинар будет доступен здесь 08 ноября 2016
в 16:00–17:30 по московскому времени
Список используемой литературы:1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 20032. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 20004. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 20005. ФЗ РФ № 273 – ФЗ « Об образовании в РФ»