Выступление на методическом объединении Тема: Современные средства оценивания (виды тестов, ошибки в текстах)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Черняховска
Выступление на методическом объединении
Тема: Современные средства оценивания (виды тестов, ошибки в текстах)

Подготовила учитель начальных классов:
Ленюшкина Татьяна Олеговна
Представляя вашему вниманию тему: «современные средства оценивания», необходимо сказать о контроле знаний учащихся как одном из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам.
Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными.
Зачем нужна новая технология оценивания?
Появились новые цели оценивания в школе:
Оценки и отметки нужны не для того, чтобы:
ученик боялся получить плохие отметки
ученик любой ценой старался получить хорошие оценки
старшие контролировали ученика
Изменения нужны, чтобы каждый ученик научился самостоятельно:
определять, что получается хорошо
преодолевать неудачи
радоваться достижениям
определять, что еще пока плохо
Средства оценки:
- традиционные
- инновационные
Традиционные средства:
-Опрос
-Самостоятельная работа
-Контрольная работа и др.
Инновационные средства:
-Тестирование
-Рейтинг (в отдельных учебных заведениях)
-Учебное портфолио
Тестирование.
Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них, для выбора в каждом случае одного верного.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня нормированности умения использовать свои знания. В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определенное место в процессе повторения занимают тесты.
Тесты — это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма(5,76).. Последняя часто бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправильный — знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко предлагается отметить выбранный ответ с помощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
Различают несколько видов тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем зачеркивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может быть в разных вариантах: сомневаюсь, воздерживаюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и достаточно интересной для начальной школы.
Тесты чаще всего предлагаются на специальных карточках отдельным (индивидуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.
Групповая работа с тестом в I классе организуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оптимальный вариант группы — три человека.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность. Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.(8,132).
Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. Работа с тестами должна занимать не более 15 минут (стандартом образования на проверку и контроль знаний учащихся в начальной школе по окружающему миру специальные уроки не предусмотрены).
По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.
Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учебников словарики стали их правомерным структурным компонентом.
Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.
Достоинство
Скорость
Объективность
Недостатки
Нет хода решения- мыслительная деятельность уч-ся и результат
Возможность угадывания
Ведение тестового режима:
Тесты в отличии от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.
Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.
Введение тестового контроля повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.
Виды тестов:
1.Тесты с однозначным выбором ответа.
На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа , один из которых верный. 2.Тесты с многозначным ответом.
В варианты ответа внесено более одного верного ответа, но в разных видах. 3.Тесты на дополнение.
Задания оформляются с пропущенными словами или символами. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.
4.Тесты перекрестного выбора.
Используются сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате уч-ся должен предоставить цепочку рассуждения. 5.Тесты идентификации.
В них используются графические или аналитические описания.
В процессе выполнения тестов формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Тесты интересны для уч-ся видами деятельности, а для учителя -наполненностью содержания.
Функции тестов:
-диагностическая
-обучающая
-организующая
-развивающая
-воспитывающая
- контролирующая
Требования к тестам:
Надежность контрольного задания;
Определенность;
Простота;
Однозначность;
Равнотрудность.
Алгоритм составления тестов:
Определение целей тестирования:
- оценка знаний терминов, понятий, фактов;
- проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание;
- проверка знания формул, законов, теорий, умение их применять;
- умение находить сходства и различия, представлять материал на схемах, графиках, таблицах.
Определение вида контроля – входной, промежуточный, тематический, итоговый.
Выбор формы тестового задания, который зависит от целей и содержания тестирования:
- закрытые: ( где есть готовые ответы, выбрать из них и установить истинность, ложность, соответствие, последовательность);
- открытые (не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить).
Основным элементом тестовых заданий является инструкция, тест задания и ключ (находится у учителя).
Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности уч-ся : должна быть четкой, понятной для выполнения.
Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству ( полно охватывать материал проверяемой темы).
Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:
уровень А –задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
уровень Б – Задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях : узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения.
Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.
Примеры тестов по русскому языку
1. Задания свободного изложения характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).
Впиши правильный ответ.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для...
Имя существительное — это ............
2. Задания дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме (слова-ответа, символа или знака).
а) Вставь нужное слово. Часть слова, стоящая перед корнем, называется ................
б) Дополни предложение именем существительным среднего рода:
Осенью в холодную погоду дети одевают тёплые................
3. Задания с альтернативным типом ответов предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно - неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил.
Подчеркни правильный ответ.
Имя существительное — это часть речи. которая отвечает на вопросы кто? что?» обозначает предмет. Да. Нет.
Имя существительное в предложении является только подлежащим.
Да. Нет.
Имя существительное является изменяемой частью речи.
Да. Нет.
4. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Учащемуся необходимо подчеркнуть или отметить определенным знаком номер ответа, который он считает правильным.
Подчеркни верное утверждение.
а) Корень - это часть слова.
б) Корень - это часть речи.
в) Корень - это часть предложения.
5. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.
Соедини стрелками. Имя существительное весёлый Имя прилагательное читает Глагол через Предлог рабочий. В усложненном варианте возможно один столбик пронумеровать цифрами, второй столбик буквами и внести дополнительно третью графу, соответствующую цифре и букве правильного ответа.
1. Мужской род А окно В
2. Женский род Б машина 2Б
3. Средний род В каравай ЗА
6. Тестовые задания по аналогии могут быть предложены учащимся в открытой форме (самостоятельное вписывание соответствующего слова-ответа) или закрытой (выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов).
Вместо точек впиши правильный ответ.
- Слово мяч так относится к имени существительному, как слово красный к ...........
а) предлогу, б) имени прилагательному, в) глаголу
7. Тестовые задания с переструктурированием требуют от учащегося восстановления
логической последовательности в соответствии с поставленным условием.
Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.
друг придёт на верный помощь ( ) Приведу примеры тестов по теме: «Имя существительное» (II класс).
Тест 1
1. Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Да. Нет.
Тест 2
1. Соедини стрелками. Имена существительные одушевленные неодушевленные
кто? что? кем? чем?
2. Вопросы
кто?
город
горожанин учение ученица
что?
Тест З1. Имя существительное изменяется по родам.
Да. Нет.
2. Соедини стрелками. Мужской род земля
мороз Женский род стекло
песня Средний род поле
день
3. Исключи лишнее слово.
а) Зима, стена, весло, девочка.
б) Снег, льдина, ветер, -холод.
в) Небо, гнездо, пальто, ручей.
4. Слово зелёный так относится к имени прилагательному, как слово кот к ...........
а) глаголу, б) предлогу, в) существительному
Слово река так относится к имени нарицательному. как слово Волга к имени ..........
Тест 4
1. Выбери верное утверждение.
а} Имена собственные пишутся с большой буквы.
б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
2. Дополни предложение существительным в нужном роде.
а) Интересная......... стоит на полке.
б) Ночное звёздное ......... привлекает моё
внимание.
в) Как прекрасно кататься на лыжах в морозный ............ !
3. Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода.
б) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
4. Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.
В нашей практике перед уроками контроля, проверки и коррекции знаний регулярно предлагается аналитический тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на личностные достижения ребят.
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? Всегда. Не всегда.
2. Уверен ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного? Всегда. Не всегда.
3. Затрудняешься ли ты в определении рода имен существительных? Всегда. Не всегда.
4. Испытываешь ли ты трудности в написании имен собственных и нарицательных?
Всегда. Не всегда.
5. Понимаешь ли ты различия между одушевленными и неодушевленными предметами?
Всегда. Не всегда.



Тестирование как и других средства оценивания должно проходить в системе или комплексе с другими средствами. Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.
Еще одним видом работы для младших школьников является работа с текстом.
Работа с текстом
Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту и выполните его. Позже люди н…учились варить (из) свеклы сах…р. Прод…вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очень д…р…гой. (В) давние времена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё… . пили сла…кий сок клёна, липы, ч…й (с) дольками свёклы. (В) Индии, (на) Кубе, получ…ют эту сладость(из) сахарного трос…ника. У него сла…кий стебель. Трос…ники срезают, бр…сают (в) котёл и вываривают (на) огне. Получаются кристаллики сахара.
Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение. Выполните к тексту задание на выбор. Кошки часто умываются. Но они не только большие ч…стюли. Утром проснулись, пот…нулись и уже вылизывают себя (от) мордочки (до) лап. Собрались гулять- умываются. Погуляли, поели- опять вылизываются (с) головы (до) но… . Кошки слизывают (с) себя грязные крошки (от) еды и собственный запах. ________. (На) охоте они ждут свою добычу (в) засаде. Если добыча почует опасность, зверь останется г…лодным. Выполните задание на выбор. Напишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова по орфограммам. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Сгруппируйте слова по орфограммам. К каждой группе добавьте по одному своему примеру. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу и введите её в текст. В…сной птицы прил..тают с з..мовок.(В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они теряют д…рогу, разбиваются (об) острые скалы. М…рские бури ломают их перья, сбивают крылья. Птицы ум..рают (от) холода и стужи, гибнут (от) хищников, падают (под) выстрелами охотников. Ничто не останавливает крылатых странников. Через все преграды л…тят они (на) Родину, к своим гнёздам. Пословицы: Жить- Родине служить. Родина любимая - мать родная. Всякому мила своя сторона. На чужой земле и весна не красна.
Прочитайте текст. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Введите составную фразу в подходящее место в тексте. Текст напишите, подчеркните знакомые орфограммы. Лесной обычай. Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага. Работа с текстом
Закончить выступление хотелось бы словами:
«Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, — и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха»Дейл Карнеги