Программа психолого-педагогического сопровождения учащейся 4 класса А. Р., обучающейся по коррекционной программе VIII вида


Программа психолого-педагогического сопровождения учащейся 4 класса А. Р.,
обучающейся по коррекционной программе VIII видана 2014-2015 учебный год
Составитель:
Педагог-психолог
Павлова Людмила Владимировна
I квалификационная категория
С. Криворожье
2014 г
Пояснительная записка:
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младшего школьника, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.В занятия включаются:- психогимнастика; - игры и упражнения на развитие эмоций, коммуникативных навыков, навыков
саморегуляции;- задания и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. воображения.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания
и уровню подготовки выпускников;
примерная образовательная программа МО РФ.
общеобразовательная программа МОУ.
методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
учащихся в учебно-образовательном процессе в условиях модернизации
образования
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Ребенок, который обучается в общеобразовательной школе , но по программе VIII вида, нуждается в особой поддержке и психолого-педагогическом сопровождении. Ребенок с низким уровнем готовности способен потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую он так живо и красочно себе представлял. Таким образом, одним из главных направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов). На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена:
на снятие эмоционального дискомфорта
создание ситуации успеха
на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.
Таким образом, система представленных на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетани ем, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения учащимся таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребенка (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
ЦЕЛЬ: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащегося .ЗАДАЧИ:
1. Развитие у ребенка когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у учащегося социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Всего 65 занятий в год. Каждое занятие рассчитано на 45 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются;
5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять на индивидуальных занятиях, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребенка определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.(5-7 мин.)
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. 6. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
7.РЕФЛЕКСИЯ. (1-2 мин)
Проговаривание итогов работы на занятии, самоанализ, обсуждение психоэмоционального состояния .Содержание программы.
1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащейся 4 класса по социализации и развитию познавательных процессов.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование социальных представлений и навыков, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу индивидуальных особенностей предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

п / пТема занятия Цели и задачи Содержание Дата
план/факт
1 четверть (14 часов)
1 Знакомство с задачами работы на учебный год.
Пояснение целей и задач занятий.
Установление контакта.
- Вводная беседа.
- Психогимнастика( «Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: И Токмакова «Плим» (Абвгдейка с.154)
- Рисование «Картинка про лето».
-Рефлексия. 16.09
2 Развиваем внимание. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
Развитие навыков саморегуляции. - Психогимнастика ( «Гномы – великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Собери картинку», «Найди квадрат»).
- Динамическая пауза («Саймон сказал»)
- Литературная страничка: И Токмакова «Плим» (Абвгдейка с.154)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 17.09
3 Тренируем внимание. Тренировка внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
Развитие навыков саморегуляции. - Психогимнастика(«Нос, пол потолок», «Гномы – великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы»)
- Динамическая пауза («Право – лево»)
- Литературная страничка: И Токмакова «Плим» (Абвгдейка с.154)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 23.09
4 Тренировка концентрации внимания
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
- Психогимнастика(«Нос, пол потолок», «Гномы – великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по
теме занятия («S-тест», «Запомни фразы», «Небылицы»).
- Динамическая пауза ( «Лево – право»)
- Литературная страничка: Старинные
азбуки (Абвгдейка с.158-161)
- Графическое упражнение..-Рефлексия. 24.09
5 Зрительная память. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика(«Нос, пол потолок», «Гномы – великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Лишний предмет», «Запомни рисунок», «Небылицы»).
- Динамическая пауза ( «Саймон сказал»)
- Литературная страничка: Старинные
азбуки (Абвгдейка с.158-161)
- Графическое упражнение..-Рефлексия. 30.09
6 Учимся мыслить и рассуждать Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика(«Нос, пол потолок», «Гномы – великаны»)..
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Назови одним словом», «Превращения слов», «Найди изображение», Лабиринт).
- Динамическая пауза («Лево – право»)
- Литературная страничка: Старинные
азбуки (Абвгдейка с.158-161)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 01.10
7 Удивительное рядом. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Вербальная фантазия», «Точки»,Путаницы).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов (Абвгдейка с.116).
- Литературная страничка: «Коралловый риф» Е.Соловьева (Абвгдейка с.176)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 07.10
8 Совершенствование мышление Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия ( Таблицы Шульте, решение ребусов.)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Школа клоунов» (Абвгдейка с.199)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 08.10
9 Развиваем концентрацию внимания Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в по теме занятия ( «Найди одинаковые фигуры», Путаницы, Лабиринт).
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка:В.Введенский «Черный кот» (Абвгдейка с.188)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 14.10
10 Учимся анализировать и рассуждать. Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Помоги художнику», решение ребусов, Небылицы ).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка:В.Введенский «Черный кот» (Абвгдейка с.188)
- Графическое упражнение..-Рефлексия. 15.10
11 Тренируем слуховую память Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций Тренировка внимания
- Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Каскад слов», решение ребусов).
- Динамическая пауза ( «Будь внимателен»)
- Литературная страничка:В.Введенский «Черный кот» (Абвгдейка с.188)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 21.10
12 Тренируем зрительную память Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Что изменилось», решение ребусов, Небылицы, Найди изображение ).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Литературная страничка: В.Введенский «Черный кот» (Абвгдейка с.188)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 22.10
13 Учимся искать закономерности. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы», загадки, Найди изображение ).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка:В.Введенский «Черный кот» (Абвгдейка с.188)
- Графическое упражнение..-Рефлексия. 28.10
14 Страна «Вообразилия» Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика («Запрещенное движение», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Невербальная фантазия», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка: Л. Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 29.10
2 четверть ( 14 часов)
15
Совершенствование мышления Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика ( «Зоопарк», «Зеркало»)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Таблицы Шульте» , загадки, Собери картинку ).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: Л. Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 11.11
16 Развиваем концентрацию внимания. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика( «Зоопарк», «Зеркало»)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Обведи контур», «Собери картинку», Небылицы).
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка: Л. Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 12.11
17 Тренируем внимание и память. Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика( «Зоопарк», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Повтори за мной», лото «Растения-животные», Собери картинку).
- Динамическая пауза ( «Незнайки»)
- Литературная страничка: Л. Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 18.11
18 Учимся запоминать, рассуждая . (мнемоника) Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика( «Зоопарк», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Запомни картинки», лото «Растения-животные».Небылицы).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Литературная страничка: Л. Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
- Рефлексия. 19.11
19 Развиваем логику. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика( «Зоопарк», «Зеркало»)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («S- тест», «Что не дорисовано»).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Школа клоунов» (Абвгдейка с.199)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 25.11
20 Совершенствуем воображение. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика( «Зоопарк», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия «Точки», «Невербальная фантазия»).- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка: Э.Успенский «Школа клоунов» (Абвгдейка с.199)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 26.11
21 Совершенствуем мышление. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика( «Зоопарк», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Найди одинаковые фигуры», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная стрвничка:В.Введенский «Черный кот» (Абвгдейка с.188) – повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 02.12
22 Развиваем концентрацию внимания. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика ( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Что не дорисовано», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Школа клоунов» (Абвгдейка с.199)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 03.12
23 Тренируем умение рассуждать и анализировать. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Психогимнастика( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Собери картинку», лото «Растения-животные», Небылицы).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Школа клоунов» (Абвгдейка с.199)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 09.12
24 Тренируем память и мышление. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Смысловая память», «Превращения слов»).
- Динамическая пауза («Лево - право»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 10.12
25 Совершенствуем мышление и зрительную память. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия «(Кто больше увидит и запомнит», «Назови одним словом»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Литературная страничка: Л. Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195) –повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 16.12
26 Развиваем логику. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Найди подходящее слово», «Лишний предмет»).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 17.12
27 Развиваем наглядно-образное мышление. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления. - Психогимнастика( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Невербальная фантазия», S-тест).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 23.12
28 Совершенствуем мышление. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика( «Нос, пол, потолок», «Запрещенное движение»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы», ,ребусы, Небылицы).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 24.12
3 четверть ( 20 часов)
29 Развиваем внимание и восприятие. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика («Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Таблицы Шульте», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 13.01
30 Тренируемся анализировать и рассуждать. Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка внимания
- Психогимнастика(«Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Что изменилось», лото «Ассоциации», Найди отражение).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка - читаем сами (Абвгдейка с.86)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 14.01
31 Совершенствуем мышление. Совершенствование мыслительных операций
Тренировка слуховой памяти.
- Психогимнастика(«Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Запомни фразы», лото «Ассоциации»).
- Динамическая пауза («Лево - право»)
- Литературная страничка - читаем сами (Абвгдейка с.86)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 20.01
32 Развиваем мышление и воображение. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика(«Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Помоги художнику», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка - читаем сами (Абвгдейка с.86)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 21.01
33 Развиваем быстроту реакции. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика(«Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Собери картинку», лото Ассоциации»).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200) – повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 27.01
34 Развиваем концентрацию внимания. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
Развитие навыков саморегуляции. - Психогимнастика(«Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Найди квадрат», лото «Ассоциации», Путаница).
- Динамическая пауза («Саймон сказал»)
- Литературная страничка - читаем сами (Абвгдейка с.86)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 28.01
35 Тренируем внимание. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Психогимнастика(«Зеркало», «Веселый счет»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Найди одинаковые фигуры», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза ( «Право - лево»)
- Литературная страничка: Н.Сладков «Почему год круглый» (Абвгдейка с.169)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 03.02
36 Тренируем слуховую память. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика («Пожалуйста», «Гномы-великаны») .- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Смысловая память», «Смысловая память»).
- Динамическая пауза ( «лево - право»)
- Литературная страничка: Н.Сладков «Почему год круглый» (Абвгдейка с.169)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 04.02
37 Тренируем зрительную память. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастик («Пожалуйста», «Гномы-великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Запомни рисунки», «Лишний предмет», Небылицы).
- Динамическая пауза («Саймон сказал»)
- Литературная страничка: Л.Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 10.02
38 Развиваем логику .Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика («Пожалуйста», «Гномы-великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Лишний предмет», «Найди подходящее слово»).
- Динамическая пауза («Лево - право»)
- Литературная страничка: Л.Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 11.02
39 Совершенствуем воображение. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика («Пожалуйста», «Гномы-великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Вербальная фантазия», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка: Л.Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 17.02
40 Совершенствуем мышление. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Пожалуйста», «Гномы-великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Таблицы Шульте», «Летает - не летает», Путаницы).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: Л.Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 18.02
41 Развиваем концентрацию внимания. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика («Пожалуйста», «Гномы-великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы», «Помоги художнику»).
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.95)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 24.02
42 Тренируем внимание. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Психогимнастика («Пожалуйста», «Гномы-великаны»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («S-тест», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.95)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 25.02
43 Тренируем слуховую память. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика («Веселый счет», «Нос, пол, потолок»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Повтори за мной», «Каскад слов»).
- Динамическая пауза ( «Будь внимателен»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.95)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 03.03
44 Тренируем зрительную память. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика(«Веселый счет», «Нос, пол, потолок»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Что изменилось», «Запомни рисунки», Найди изображение).
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)
- Литературная страничка: Ю. Яковлев «Мама» (Абвгдейка с.195)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 04.03
45 Развиваем логику. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика(«Веселый счет», «Нос, пол, потолок»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Лишний предмет», таблицы Шульте).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200) – повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 10.03
46 Совершенствуем воображение. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика(«Веселый счет», «Нос, пол, потолок»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Придумай рассказ по картинке», S-тест).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка: Э.Успенский «Все в порядке» (Абвгдейка с.200) – повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 11.03
47 Развиваем быстроту реакции. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика(«Веселый счет», «Нос, пол, потолок»)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Таблицы Шульте», «Собери картинку», небылицы).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: Л.Толстой «Отец и сыновья» (Абвгдейка с.195) – повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 17.03
48 Развиваем концентрацию внимания. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика(«Веселый счет», «Нос, пол, потолок»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы», лото «Растения-животные», Собери картинку).
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.217)
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.217)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 18.03
4 четверть (17 часов)
49
Тренируем слуховую память.
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика(«Веселый счет», «Нос, пол, потолок»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Запомни слова», «Каскад слов», Небылицы, Лабиринт).
- Динамическая пауза («Зеркало»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.217)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 01.04
50 Тренируем зрительную память.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Запомни картинки», «Лишний предмет»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Литературная страничка: «Мышка» Л.Н.Толстой (Абвгдейка с.249)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 07.04
51 Развиваем логику. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика(«Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия (« Продолжи рассказ», лото «Ассоциации»).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: «Мышка» Л.Н.Толстой (Абвгдейка с.249)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 08.04
52 Учимся воображать и придумывать. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика(«Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Помоги художнику», лото «Ассоциации»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов.
- Литературная страничка: «Мышка» Л.Н.Толстой (Абвгдейка с.249)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия.
14.04
53 Развиваем быстроту реакции. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика(«Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы», «Летает – не летает», Лабиринт).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка: «Мышка» Л.Н.Толстой (Абвгдейка с.249)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 15.04
54 Ориентируемся в пространстве. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика(«Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Обведи по контуру», «Соедини цифры»)
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка: «В лесу» Н.Матвеева (Абвгдейка с.178)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 21.04
55 Тренируем внимание. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Психогимнастика(«Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («S-тест», «Найди подходящее слово»).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: «В лесу» Н.Матвеева (Абвгдейка с.178)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 22.04
56 Тренируем слуховую память.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
- Психогимнастика(«Зоопарк», «Четыре стихии»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Запомни фразы», «Смысловая память», Путаницы)
- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)
- Литературная страничка: «В лесу» Н.Матвеева (Абвгдейка с.178)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 28.04
57 Рассуждаем запоминаем. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Что изменилось», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Литературная страничка: «В лесу» Н.Матвеева (Абвгдейка с.178)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 29.04
58 Развиваем логику. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия(«Что не дорисовано», «Превращения слов»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: «В лесу» Н.Матвеева (Абвгдейка с.178)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 05.05
59 Размышляем представляем. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия (« Небылицы», Путаницы, Лабиринт).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Решение ребусов (Абвгдейка с.156).
- Литературная страничка: «Мышка» Л.Н.Толстой (Абвгдейка с.249)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 06.05
60 Развиваем быстроту реакции. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Таблицы Шульте», «Что на что похоже», Ребусы).
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.113)
- Графическое упражнение. Штриховка.
-Рефлексия. 12.05
61 Ориентируемся в пространстве. Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Кодирование таблицы», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»)
- Литературная страничка – читаем сами (Абвгдейка с.113)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 13.05
62 Развиваем логику. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Животные -растения», «Картинки», Ребусы).
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»)
- Литературная страничка: Два козлика,
Две козы Л.Н.Толстой (Абвгдейка с.253)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 19.05
63 Тренируем слуховую память.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций - Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по
теме занятия («Запомни фразы», «Закончи слово, предложение», Небылицы).
- Динамическая пауза («Лево - право»)
- Литературная страничка: «В лесу»
Н.Матвеева (Абвгдейка с.178) –
повторение.
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 20.05
64 Рассуждаем запоминаем. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
- Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий по теме занятия («Что изменилось», «Собери картинку»).
- Динамическая пауза («Четыре стихии»)
- Литературная страничка: «В лесу» Н.Матвеева (Абвгдейка с.178)
- Графическое упражнение.
-Рефлексия. 26.05
65 Наши успехи. Подведение итогов.
Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. - Психогимнастика («Нос, пол, потолок», «Зеркало»).
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее
-Рефлексия. 27.05
Учебно – методическое сопровождение.
Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г
Климанова Л.Ф. Макеева С.Г. АБВГДейка. М. Просвещение. 1995г.
Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.
http://luntiki.ru/blog/umnica/1873.html
images.yandex.ru›небылицы картинки для детей
Приложение.
Описание психотехнических игр и упражнений.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
1.« Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
2.«Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
3.«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
4.«Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

5.«Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
6.« Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
7.«Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
8. «Кодирование таблицы»
Инструкция: "Закодируй таблицу, расставив в ней знаки по образцу"


Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Время выполнения задания 3-4 минуты. Допускается не больше 5 ошибок.


9. Таблицы Шульте.
Педагог-психолог предлагает ребенку таблицы с набором цифр от 1 до 25, затем таблицы с набором букв, которые располагаются в произвольном порядке. Затем дает инструкцию.


Инструкция: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».
Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.


10 . «Найди совпадение»

11. «Путаница»


12. «Лабиринт»


Упражнения, направленные на развитие памяти.
13.«Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий, психолог, повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
14.« Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
15.« Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
16.« Кто больше увидит и запомнит»
Ребенку предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем называется любой предмет обстановки, следующий психолог, не повторяясь и т.д. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
17. «Картинки»Педагог-психолог показывает ребенку по очереди 7-10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми 10 картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти. Затем необходимо показать ребенку те картинки, которые он забыл. И попросить снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметить результат. Затем предложить вспомнить через 1 час.
18. «Запомни слова»
Педагог-психолог зачитывает ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.Инструкция: Повтори эти слова в любом порядке.
Если ребенок повторяет 5-6 слов, это показатель хорошей кратковременной памяти.
Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.
19. «Запомни фразы»
Педагог-психолог зачитывает ребенку фразы:
Осенью идут дожди.
Дети любят играть.
В саду растут яблони и груши.
В небе летит самолет.
Мальчик помогает своей бабушке.
Педагог-психолог просит ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное передать смысл фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. Обычно ребенок справляется с заданием после второй или третьей попытки.
20. Смысловая память
Педагог-психолог ребенку зачитывает пары слов, которые он должен постараться запомнить.
Тарелка - суп.
Почта-письмо.
Зима - снег.
Булка - мука.
Карандаш - бумага.
Машина - дорога.
Мультфильм - телевизор.
Буквы - книга.
Сапог - нога.
Рыба - вода.
Инструкция: Я буду зачитывать тебе только первые слова, а ты называй к ним парные слова.
Подчитываются правильные воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.
22. «Каскад слов»
Педагог-психолог заранее подготавливает список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку.
Инструкция: Повторяй за мной слова, начиная с одного слова (интервал между словами - 1 секунда).
Огонь.
Дом, молоко.
Конь, гриб, игла.
Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
Крыша, пень, вода, свеча, школа.
Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.
Гора, ворота, часы, стол, книга, снег, сосна, мед.
Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.
Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочки, скатерть, арбуз, памятник.
То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой памяти на слова.
Ребенок 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
23. «Что изменилось»






Упражнения, направленные на развитие мышления.
24. «Лишний предмет».
Материал: карточки, на которых изображены различные предметы; по 4 на каждой карточке. Всего 4 карточки.
Педагог-психолог показывает ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из 4 предметов один - лишний.
Инструкция: Посмотри внимательно и скажи, какой предмет лишний и почему он лишний. Подумай и скажи, как можно назвать оставшиеся предметы одним словом.
Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.
25. «Найди подходящее слово»
Педагог-психолог предлагает ребенку следующие наборы слов:
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединить, кусать, острый.
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать. называть, щипать, колючий.
Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Затем зачитывает ребенку первое слово из первого ряда - «Велосипед».
Инструкция: «Тебе необходимо из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним словом).
26.«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

27. «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, картинок нужно подобрать обобщающее.
28.«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
29.«Животные – растения» (ЛОТО)
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)
30. «Логические загадки»

31. «Ребусы»
1. 2.
3. 4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12. Переворачивание «вверх ногами» рисунка, символа, фигуры указывает на то, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд. 13. 14. 15. 16. 17. 19.
20. 21.22. 23. 24. 25.
26. 27.28. 29. 30. Загадано имя. 31.
32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43.
44. 45. 46. 47. 48. 49.
50.Ответы:1. Кочка
2. Дочка3. Узор4. Аист5. Куба6. Крот7. Лом8. Клык9. Семья10. Стол11. Мода12. Настой13. Кабан14. Стоянка15. Хомяк16.Корова17. Сторож19. Гроза20. Икра21. Экран22. Лимон23. Машинист24. Букет25. Каток26. Кулак27. Рыбка28. Гусеница29. Баркас30. Таня31. Настя32. Ваня33. Наташа34. Арбуз35. Подвал36. Стиль37. Силач38. Поднос39. Столица40. Вата41. Ананас42.Ваза43. Вор44. Ворона45. Канава46. Вред47. Весло48. Трамвай49. Бирка50. Зоопарк
Упражнения, направленные на развитие восприятия.
32. «Собери картинку».
Педагог-психолог показывает ребенку рисунок, на котором изображен предмет, а также кусочки такой же картинки.
Инструкция . Собери из кусочков картинку
Анализ результатов: результат хороший, если ребенок справиться с заданием за 40-50 секунд.
33. «Найди изображение»



Упражнения, направленные на развитие воображения.
34. «Вербальная (словесная) фантазия»
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение пяти минут. На придумывание отводится одна минута, после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается следующими показателями:
Быстрота воображения.
Необычность, оригинальность образов воображения.
Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо.
Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать.
Богатство фантазии, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
35. «Невербальная фантазия»
Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши. Ребенку нужно нарисовать какую-нибудь картинку. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем упражнении (по тем же Показателям).
36. «Небылицы»