Доклад на тему Современные средства оценивания оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»







Выполнила учитель русского языка и литературы
Дрей Елена Дмитриевна




2014 – 2015 учебный год
Оценивание  это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
Оценивание представляет собой комплексный процесс: по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
Обеспечить обратную связь;
Оценить степень достижения намеченных целей;
Оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Система оценивания
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целоммеханизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Функции оценивания:
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
мощный мотив учебной деятельности учащихся;
изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

1. "Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой).
Инициаторы разработки нового стандарта предложили выражать цели общего образования в ожидаемых результатах - результатах развития различных способностей учащихся, ответственность за достижение которых разделяется между государством, семьёй и школой.
Планируемые результаты должны отражать основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений и педагогов, выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трёх блоков целей. В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки изучения предмета:" ради чего изучается предмет?" Второй блок - "Выпускник научится" включается система знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения. и при целенаправленной работе учителя может быть освоена большинством учащихся. Третий блок планируемых результатов - "Выпускник получит возможность научиться"- отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУН.
Смена базовой парадигмы образования со "знаниевой" на деятельностную предопределяет перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные или метапредметные умения.
Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и учащихся.И это является новым во ФГОС по сравнению со стандартом 2004 года.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценивания уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся "методом сложения". При котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли "включать" активность и осознанность ребёнка. Новая система оценивания предполагает необходимость проектирования системы тематических и текущих планируемых результатов, которые позволят учащимся постепенно - шаг за шагом - осваивать все умения и навыки, характеризующие достижение итоговых планируемых результатов. Нужно изучить эти планируемые результаты, определять главные в данном периоде обучения, затем уточнить формулировки, теперь нужно сделать самый важный шаг - представить их в виде операций, действий, умений, которые д.б. освоены детьми в данный период обучения.
После проектирования системы тематических результатов необходимо составить обучающие задания, которые обеспечат: а) сознание, б) отработку, в) систематизацию и обобщение учебного материала и способов действий как предметных, так и УУД) и г) возможность использования изученного материала в ситуациях, приближённых к реальным.
2. В связи с вышеизложенным я вижу необходимость некоторых изменений в своей деятельности в связи с требованиями ФГОС. Мне необходимо заняться проектированием системы тематических и текущих планируемых результатов, которые позволят учащимся постепенно - шаг за шагом - осваивать все умения и навыки, характеризующие достижение итоговых планируемых результатов.
3. Преемственность подходов начальной и основной школы к оцениванию я вижу в содержании образования, методах и формах обучения и воспитания, методике определения результативности. Если задача начальной школы- учить учиться, то в основной школе мы должны учиться ребёнка учиться в общении. При переходе из начального звена в среднее проводятся стартовые диагностические работы, при этом используется инструментарий, равнозначный использованному в конце предыдущего класса. Они позволяют выявить сформированность УУД. В программе ООО нашёл принцип преемственности НОО, предусматривающий дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Преемственность - процесс двухсторонний: начальная школа формирует ЗУН, необходимые для дальнейшего обучения, а основная школа развивает накопленный в начальной школе потенциал.
4. После изучения предложенных материалов я пришла к выводу, что мне нужно пересмотреть систему оценивания по предмету. Нужно использовать уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария, накопительную систему оценивания.
5. Наиболее значимыми считаю следующие виды самооценки: ретроспективная и рефлексивная. Применяю на своих уроках постоянно и могу сказать, что на практике данные виды самооценки очень хорошо работают: ребёнок имеет возможность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной, развивает способность анализировать собственные действия.
ДОКЛАД НА РМО

"Современные средства оценивания

результатов обучения

в условиях введения в ФГОС"