Конспект урока по обучению грамоте (чтение) на тему Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш. (1 класс)


1 класс, урок обучения грамоте УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш.
Цели урока:
1. Учить дифференцировать звук по твердости-мягкости;
2. Учить сравнивать звуки парами по глухости-звонкости и отличать парные звуки (ж) и (ш);
3. Упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого и твердого мягкого согласных звуков;
4. Формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять умение выстраивать схемы предложений;
5. Развивать речь детей и интерес к чтению.
Учебник: Азбука, авторы Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы урока
Чтение стихотворения «Петушки»
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если долго петушиться,
Можно и пера лишиться.
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
-Какой звук часто повторяется в этом стихотворении?
-Назовите из этого стихотворения слова-действия со звуком (ш). Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? Покажите. (синим)
-Назовите слова-предметы со звуком (ш). Прямоугольником какого цвета мы их обозначаем? Покажите. (красным)
- Дайте характеристику звуку (ш). (согласный, глухой, твердый)
- Сегодня мы будем работать по теме «Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш.»
-В каких словах встретилась орфограмма ши? Какое правило вывели на прошлом уроке?
ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И
3.Задание на развитие внимания
-Добавь в слово жи или ши (1 столбик для мальчиков, 2 столбик для девочек)
Каранда… Детёны…
Камы… Малы…
Гара… Бага…
Клави… Вклады…
Эта… Шала…
Ланды… Черте…
Стри… Зверёны…

4.Физминутка
Игра «ж или ш»
(если услышите в слове звук (ж) - присядьте, а если звук (ш), то хлопните в ладоши)
Живот шапка жизнь машина жираф пожар картошка ужин шайба карандаш лыжи камыш сторожить
-Что общего у звуков (ж)и (ш)
-Как мы называем эти согласные звуки? ( парные)
5.Чтение и анализ текста «Мишка и лужи» (с. 85)
1.Чтение текста учителем
-Вам понравился рассказ?
-Кто является главным героем рассказа?
2.Работа со сложными словами
Ве/ло/си/пед
У/го/дилРу/ба/шкаДе/ду/шкаБа/шма/киВа/тру/шкаРы/бё/шкаШто/па/лаСши/вал(Дети читают хором слова по слогам и работают над смыслом слов: угодил-упал, башмаки-ботинки или полуботинки , ватрушка- лепешка с загнутыми краями и творожным верхом, рыбешка -небольшая рыбка)
3.Чтение текста детьми (по цепочке)
6.Гимнастика для глаз
-Следим за движущимися фигурами
7.Продолжение работы над текстом «Мишка и лужи»
Беседа по вопросам
1. Когда стал кататься Мишка на велосипеде?
2. Где он катался?
3. Какое у него было настроение?
4. Почему ему было весело?
5. Что произошло, когда он резко нажал на тормоз?
6. Что делала бабушка потом?
7. Что делал дедушка?
8. А чем занимался Мишка?
9. Что делала кошка Пушинка?
(вопросы на доске или на слайде, некоторые вопросы читает учитель, а некоторые сами дети)
-Чему нас учит этот рассказ?
-Сколько частей в тексте?
-Во 2 части найти предложение, в котором во всех словах встречается буква «ш».
-Составьте схему к этому предложению.
8.Работа с иллюстрацией
-Во что одет Мишка?
-Кто еще изображен на картинке? (новый герой – друг Мишки)
-Составьте рассказ по иллюстрации, добавив нового героя в рассказ.
(заслушать 2 человека)
9.Игры со словами
Преврати (КАМЫШ - ?, ШТОРЫ - ?)
3 4 5 1 2 1 3 4 2 5
-Составьте звукобуквенные схемы к этим словам.
-Сколько слогов в слове? Букв? Звуков?
10. Чтение стихотворений (с. 85)
Прочитать стихи: 1-ое стихотворение – хорошо читающие
2-ое стихотворение – слабо-читающие
-Какие слова с буквой «ш» вам встретились?
-Найти рифмующиеся слова.
-Кто запомнил стихотворение и может его рассказать?
11. Итог
-С какими парными согласными звуками мы сегодня работали? (ж-ш)
- Дайте характеристику звуку «ж».
- Дайте характеристику звуку «ш».
-Какими буквами мы обозначаем эти звуки? (ша и же)