Конспект урока обучения грамоте на тему:Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] (1 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
МОУ – СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
Конспект урока обучения грамоте в 1 А классе
по теме:
«Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]»
(закрепление)
Подготовила:
Герасимова Евгения Александровна,
учитель начальных классов
2016 год
Цели:
Продолжить знакомство с новыми буквами и звуками;
Дифференцировать звуки [ж] ,[ш] ,закреплять понятия: звонкие-глухие парные согласные;
Способствовать развитию навыков орфоэпически правильного, слогового, выразительного, сознательного, беглого чтения;
Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;
Воспитывать любознательность.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности.  Организационный момент
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб в мир знаний нас вести!
2. Актуализация знаний
- Дополните стихотворение и проведите слого-звуковой анализ слова-отгадки.
Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот)
- Сколько слогов в слове «живот»?
- Назовите звуки первого слога?
- Охарактеризуйте звук [ж]. (Всегда твердый, звонкий)
- Какой у него парный глухой согласный звук?
- Что мы о нем знаем? (Звук [ш] тоже всегда твердый)
- А что мы знаем о правописании сочетания ШИ в словах? (Всегда пишется с буквой И)
- А слог ЖИ?
- Прочитайте стихотворение с доски.
Лыжи, ерши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
- Найдите в первых двух строчках лишние слова. Объясните свой выбор.
- Что объединяет все эти слова? (В них есть сочетание ЖИ или ШИ)
3. Постановка целей и определение темы урока
- Что общего у букв Ш и Ж?
- А в чем состоит основное отличие?
Сегодня на уроке мы будем сопоставлять звуки [ж] и [ш]
4. Работа по теме урока
- Прочитайте и проговорите скороговорку. ( задание на доске)
- А теперь давайте прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Чиж» (с. 27). Читаем рассказ по ролям. Слова чижа нужно читать особенно выразительно — в голосе должна быть тоска и грусть.
-Почему чиж не хотел жить в неволе?
- Прочитайте слова в столбиках (с. 27). Составьте словосочетания.
- Обратите внимание на произношение слога ши во всех этих словах. Какие звуки мы слышим? А какие буквы пишем?
(Произносим звуки [ш] и [э], так как [ш] всегда твёрдый звук, но пишем ше. Во втором столбике мы произносим звуки [ж] и [э], так как звук [ж] всегда твёрдый. Но пишется сочетаниеже.)- Обратите внимание, как читается звук [н'] с буквой е? (Звук [н'] читается мягко, е смягчает его.)
5. Физкультминутка
Я буду называть слова, если в этом слове есть [Ж] – руки вверх, если [Ш] – присели.
Шарик, шило, мороженое, штора, жаба, жасмин, шерсть, журнал, пушка, жаворонок.
6. Продолжение работы по теме урока
- Проведём игру «Кто — где?» (с. 27). Прочитайте слова, которые записаны в левом столбике. Какой к ним можно поставить вопрос? (Кто это?)
- Почему мы ставим вопрос: кто? (Это живые предметы.) Попробуйте отыскать словосочетание для каждого слова левого столбика. Дети составляют предложения и чётко проговаривают каждое слово.
- Дополните предложение недостающими словами. (Живут)
- Прочитайте русскую народную сказку «Мужик и медведь». Как поступил мужик с медведем? (Перехитрил его.)
- Правильно ли он поступил? Какое чувство вы испытывали к медведю в это время? (Мужик обманул медведя. Медведь глупый, но мне его жалко.)- Послушайте продолжение этой сказки. Запись mp3
- Почему мужик вновь обманул медведя? (Человек умнее животного. Но мне мишку жалко.)- Прочтите слоги на странице 29. Дайте характеристику звукам [ж] и [ш]. Придумайте такие слова, чтобы эти слоги стояли в начале слова, в середине, на конце.
- Перейдём ко второй сказке. Прочтите отрывок. Что это за сказка? (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Чем закончилась эта сказка? (Все русские народные сказки заканчиваются хорошо. В них добро побеждает зло.)- Подобрать рифму:
жи – жи – жижа – жа – жаиж – иж – иж
под кустом сидят ежи;
испугались мы ежа;
прилетел стриж.
7. Рефлексия учебной деятельности
Повторите правило на правописание шипящих согласных с гласными.
-Кто доволен своей работой на уроке? Кто не очень доволен? Почему?