Конспект урока по обучению грамоте. Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»

Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»
Цели урока:
Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
Учить выделять на слух в словах звук [ч].
Продолжить развитие навыка чтения.
Работать над выразительностью речи.
Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам.
Регулятивные: учатся выказывать свое предположение (версию).
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в текстах, иллюстрациях учебника; логические – анализируют пословицы.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
Ход урока
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки
И мысли – все в порядке.
- Улыбнитесь друг другу и гостям. Протяните ладошки знаний. Произнесем волшебную фразу:
«Я хочу много знать!»
- Вспомним правила, которые помогут нам получить новые знания. ( дети отвечают)
2. Речевая разминка. Актуализация опорных знаний. 2Слайд
Игра «Кто как голос подает?»
Курица – кудахчет, квохчет;
Воробей – чирикает;
Сорока – стрекочет;
Лев – рычит;
Кузнечик – стрекочет;
Слайд 3 У кого кто?
У зайца зайчонок
У кролика крольчонок
У белки бельчонок
У галки галчонок
Слайд 4 5) Найди слово в слове. ЛИМОНАД ГРАНАТА ПИРОГА РУКАВ РЫБАК ПЕНАЛ СКРИПКА БУКВАРЬ ПАРКЕТ
3. Постановка учебной задачи
Слайд 5 1.Речевая разминка.
ЧА – ЧА-ЧА – горит в комнате свеча.
ЧУ- ЧУ –ЧУ – молоточком я стучу.
ОЧ- ОЧ- ОЧ – наступила ночь.
- Какой новый звук мы произнесли в чистоговорке ? (ч)
- Какой звук часто повторяется?
Слайд 6 - Кто объявит тему урока?
- Какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с новым согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч; учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков; учиться читать слова с новым звуком)
-Какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь поставленных целей?
4. Знакомство с новым звуком. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Работа по азбуке Выделение звука [ч`].звукобуквенный анализ слова мяч, ручка
Характеристика звука.
Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет).
Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет).
Какой он? (Согласный)
А, может этот звук произносится твердо? (Нет).
Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
Слайд 7Физминутка.
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз присели, два привстали,
Три нагнулись и достали
Левой ручкою носок,
Правой ручкой потолок.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покрутились
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Упражнение в чтении слогов - слияния
Игра «На что похожа буква?».
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Первой букве в слове чтение –
Букве Ч моё почтение.
Подбор антонимов и синонимов.
Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
В шахматах есть фигуры белые, а есть (чёрные)
Помыли руки, и они из грязных стали (чистыми)
Грустный человек смеется редко, а весёлый (часто)
Есть вещи свои, их брать можно, а есть (чужие), их брать нельзя
А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
Правдивый человек (честный)
Внимательный (чуткий)
Работа по картинке в учебнике
- Что видим? (Часы)
У них усы не для красы-
Они показывают время
И называются.(часы)
- Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные)
- Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)
- Кого мы видим на картинке? (часовщика)
- Что он делает?
Работа над скороговоркой:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Физминутка
Я буду перечислять названия деревьев.
Если в названии есть [ч], то вы топаете ногами, если звука нет, то выполняйте наклоны в стороны.
Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.
Чтение . Анализ содержания.
- О чем говорится в тексте?
- Какие бывают часы?
- Для чего нужны часы?
- Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля.
Слайд 8. (Демонстрируется фотография Спасской башни)

Работа над многозначностью слов.
-Послушайте стихотворение и назовите слова, использованные в переносном значении.
Говорят: « Часы стоят».
Говорят: « Часы спешат».
Говорят: « Часы идут,
Но немного отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.


Слайд 9 Рефлексивно-оценочный. Итог урока.
– Что нового вы узнали, запомнили на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)
Дайте характеристику звуку ч’.
- Какими буквами может быть обозначен этот звук на письме?
Спасибо за урок





Назвать слово со звуком [`ч] Запомните слова со звуком ч’, которые встретятся в рассказе.
Кто живёт в часах
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там тикает?
Чудеса!

15