Мастер-класс Развивающие игры и творческие задания как способ самовыражения и роста личности ученика

Мастер-класс
Развивающие игры и творческие задания
как способ самовыражения и роста личности ученика
Умственные способности ребёнка развиваются только при решении различных задач. Любой вопрос в развивающей игре – это постановка небольшой проблемы. Мыслительные действия при их решении – это развитие интеллектуальных способностей детей. Развивающие игры и творческие задания помогают накопить словарный запас, учат находить нужные слова, развивают способность посмотреть на предмет с иной, неожиданной стороны. Игра без больших усилий позволяет ребёнку находить ответы на задачи, которые в другой ситуации решались с трудом. Таким образом, стимулируются способности, необходимые для развития творческой личности: интуиция, логическое и мышление, способность к свободному поиску и аасоциациям, умение анализировать, выделять главное и отбрасывать ненужную информацию.
1
Изучая тему «Омонимы», я провожу игру «Пентагон».
Нужно угадать предмет, понятие, явление, используя как можно меньше подсказок учителя. В каждом туре 5 подсказок. (Отсюда и название игры: «пента» по-гречески – пять).
Со старинных времён ОНИ носят имена собственные, такие как: Голодарь, Медведь, Лебедь и даже козёл.
ИМИ пользовались раньше водолазы и железнодорожные кондукторы.
В ЕГО названии дважды звучит старорусское слово, означающее круг.
ОН работает языком.
Если работают сразу с тремя из НИХ, раздаётся трезвон.
(Колокол)

ТАК называют самую лёгкую байдарку.
ЭТО листы огородного растения.
ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.
Раньше без НЕГО не писали ручки.
У птиц ОНИ заменяют шерсть.
(Перо)
2
Изучив тему «Фразеологизмы», я провожу игру «Перевёртыши».
Определите известные пословицы, если все слова фразы «Перевёрнуты», то есть заменены антонимами или словами из одного рода понятий.

Перевёрнутые фразеологизмы
Ответ

1.
Мокнуть от ненависти
Сохнуть от любви

2.
Этак вон там кошка вырыта
Так вот где собака зарыта

3.
Распорото чёрными ножницами
Шито белыми нитками

4.
Взять красный переулочек
Дать зелёную улицу

5.
Три ботинка – не комплект
Два сапога – пара

6.
Двумя войнами отмытые
Одним миром мазаны

7.
Мочало развязывает
Лыка не вяжет


3
Игра «Пентагон» по басням Крылова. Узнайте басню Крылова, использовав наименьшее количество подсказок.
5. Главный смысл басни – различная тактика работы у представителей двух поколений.
4. Её герои – два разнополых представителя непарнокопытных.
3. Движение их происходило по пересечённой местности.
2. Молодые нечасто следуют хорошим примерам старших.
1. В итоге полностью испорчен товар, который везла на продажу молодая лошадь.
«Обоз»
5. В месте нахождения одного героя оказался, к несчастью, и второй.
4. Сюжет происходит в лесу.
3. Первый слишком высоко оценивал себя.
2. Чем тут же воспользоваться второй.
1. В результате первому не удалось подкрепиться сыром.
«Ворона и Лисица»
4
Игра «Он и она» расширяет и активизирует словарный запас. Такая игра могла появиться только в том языке, в грамматике которого существует такое понятие, как род существительных. Нужно угадать два слова мужского и женского рода, похожего звучания, слова не однокоренные.

Он
Она
Ответ

1.
И Врангель, и Мюнхаузен, и Ротшильд
Присутствует на картине Машкова «Снедь московская»
Барон - баранка

2.
Волшебное слово – «сезам»
Одежда эскимоса
Пароль – парка

3.
Смысл работы
Малая доля
Толк – толика

4.
Мальчишеский голос
Переносчица вирусов с компьютера на компьютер
Дискант – дискета

5.
Простой воин
И нота, и приправа, и суть анекдота
Солдат – соль

6.
Танец чечётка на западный манер
Описанная Чеховым природная зона
Степ - степь

7.
Второй завтрак у англичан
Характерная черта Емели до перевоспитания щукой
Ланч – лень

8.
Единица веса, равная 0,2 грамма
Неотвратимое божье (или чьё-либо ещё) возмездие
Карат - кара

9.
Театральная пьеса весёлого содержания с внешними комическими действиями
Осветительный узел автомобиля
Фарс - фара

10.
Один из высших дворянских титулов Франции
Образец художественной миниатюры на конвертах
Маркиз - марка


Педагога всегда беспокоил вопрос, как построить учебный процесс, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в дело, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Новые образовательные технологии позволяют реализовать эти задачи в условиях активной деятельности учащегося. Технология педагогических мастерских - одна из таких современных технологий. Цель её не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Педагогическая мастерская это такая форма обучения, которая предоставляет условия для получения каждым участником новых знаний и нового опыта посредством самостоятельного или коллективного открытия.

Мир, в котором мы живем
(Творческая мастерская письма)
Индуктор – «включение» чувств
На доске записано: Мир – это
Подумайте и запишите, что означает для вас слово «мир».
Учащиеся читают написанное, а учитель пишет на доске:
Мир – это жизнь, нет войны, красивая природа, моя семья, школа, радость в доме и т.д.
- Попробуйте выделить главное.
2. На столах у детей карточки с дополнительным материалом: значение слова «мир». Дети читают и записывают понравившиеся определения.
Мы стремимся к миру, потому что знаем: мир – это тот климат, в котором может существовать свобода. Дуайт Эйзенхауэр
Никакая чужая жертва во имя мира не может считаться слишком большой. Карел Чапек


Мир держит все в своих объятиях. Цицерон Марк Туллий
Мир высшее благо, какого люди желают в этой жизни.
Мигель де Сервантес Сааведра

Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий «мое» и «твое». Генри Филдинг
Мир это спокойствие, вытекающее из труда. Анри Барбюс


3. Прочитайте фразу, вдумайтесь и попробуйте дописать её:
«Мир – это зеркало, из которого смотрит на тебя твоё собственное изображение» Уильям Теккерей
Учащиеся дополняют фразу, проговаривают в паре и вслух.
4. Я и мир, мир и я – это единое целое.
Посмотрите на нарисованное солнышко, изобразите свой портрет в центре. А вдоль лучиков напишите всё хорошее, что вы о себе можете сказать.
Дети проговаривают свои записи, рисуют портрет.
5. Индивидуальная работа
Сосредоточьтесь, закройте глаза и вспомните тот момент, когда в вашей душе или рядом с вами царил мир. Запишите это.
6. Ответьте на вопросы:
- Какого цвета слово «мир»?
- Какая погода соответствует миру?
- Какая игрушка?
- Какой праздник?
- Какой, по-вашему, «вкус» мира?
- С каким звуком вы связываете слово мир?
7. Учитель предлагает детям записать три слова: «мир», «я», «время».
- Нарисуйте линию жизни на ленте времени и самые главные события.

Записать, что тянет назад (что мешает) Что ведёт вперёд?
8. Учитель предлагает детям написать свои страницы о мире:
Хорошо
Задумал

Один выход
Завтра снова

Как хорошо было
От начала до конца

9. У каждого есть мечта. Запишите её. А что такое мечта о более совершенном мире? Расскажите друг другу. Что вы пожелаете семье, школе, стране и всему миру.
10. Что или кто является символом мира? Запишите свои пожелания на листочке бумаги и сделайте из него голубя.
11. Перечитайте все записанное вами и напишите сочинение, стихотворение, эссе.
12. Чтение сочинений.
13. Рефлексия.
- Твоё состояние во время работы?
- О чём ты задумался?

15