Доклад на городском семинаре учителей музыки и ИЗО на тему Флешмоб как средство самовыражения


РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИЗОФЛЕШМОБ КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат. 
В. А. Сухомлинский
В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности, современное качественное школьное образование не возможно без творческой работы учащихся. 
Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов. Именно они закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.  Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. Детей необходимо постоянно вовлекать в процесс творчества, чтобы каждый учащийся почувствовал себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить весь свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие – создание соответствующего психологического климата в классном коллективе. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать проявление у ребёнка творческих способностей.  По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство в целом и уроки художественно-эстетического цикла в частности занимают, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
В процессе музыкального воспитания учащихся значительное место занимает проблема творческого развития личности ребенка, которая рассматривалась известными деятелями музыкальной педагогики.
Целью музыкального воспитания является развитие общехудожественных, интеллектуальных, вообще всех творческих данных, заложенных в ребенке самой природой, создание основы для развития художественного творческого мышления, формирование музыкальной идеологии, развитие художественно-музыкальных дарований ребенка. Принимая во внимание, что эти дарования нередко запрятаны очень глубоко, музыкальное воспитание направлено на свободное и полное развитие активного творчества ребенка: инициативе учащегося придается первостепенное значение; вся деятельность учителя направлена на то, чтобы вызвать и всячески развивать эту свободную инициативу, способствовать самовыражению ребенка.Подбирая музыкальный художественный материал, яркие художественные образы, передающие сильные, глубокие чувства, способные вызвать у детей яркие впечатления и эмоциональные реакции, учитель сможет привести в действие потенциальные творческие силы ребят. Развивать активное творчество следует потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает.
Одной из современных форм, популярных среди сегодняшней молодежи и любимой учащимися, является флешмоб. Именно он в большей степени позволяет раскрыться личности ребенка, является средством проявления творческих способностей и самовыражения. Флешмоб придает искусству некий элемент игры. Так, для активизации и развития творчества учащихся, для их самовыражения для меня важно применение флешмоба на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. На уроках использую вокальный и танцевальный виды флешмобов, на школьных мероприятиях- профлеш. Предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов флешмобов, которые мы проводили в течение прошлого и текущего учебного года.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «ФЛЭШМОБА»
Организация флешмоба является одним из самых действенных методов привлечения людей. В общем понимании флешмоб – это проведение акции, при которой множество людей, которые зачастую даже не знакомы друг с другом, одновременно делают какие-то действия с определённой целью. Флешмоб считается одним из самых результативных методов привлечения внимания, а организовать его достаточно просто.

Флешмо́б (от англ. flash mob, дословно — мгновенная толпа— заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B1" \o "Смартмоб" смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется при помощи средств связи (в основном это Интернет).
Флэшмобы подразделяются на следующие стили:
1) Танцевальный флэшмоб.
2) Вокальный флэшмоб.
3) Вокально-танцевальный флэшмоб.
4) Акробатический флэшмоб.
5) Спортивный флэшмоб (также с атрибутикой: мячи, ленты, перчатки, ракетки и пр.).
6) Театральный флэшмоб и др. флэшмобы по интересам.
Флэшмобы могут быть абсолютно любой направленности. Понятие флэшмоб несет в себе смысл объединения толпы в каком-то общем деле, чаще всего оно является спонтанным среди "живых" зрителей, вызывающим неоднозначную, но всегда позитивную реакцию.
Цели флешмоба достигаются за счёт «эффекта толпы». Участники подобных акций, в жизни часто являются вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют участие во флешмобах тем, что обыденная жизнь и повседневные заботы их утомляют.
Основные принципы флешмоба:
Спонтанность в широком смысле.
Отсутствие централизованного руководства, избранного командира.
Отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей.
Общепринятые правила флешмоба:
Никто из участников не платит и не получает денег.
Действие должно казаться спонтанным.
Должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как и все.
Сценарий чаще всего имеет абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению, за исключением танцевального флешмоба).
Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом).
Флешмоб не должен содержать рекламу или же её элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо.
Схема организации флэшмоба (этапы организации):
Здесь очень важно понимать реальные сроки организации флэшмоба. Существует минимальный промежуток времени, за который стоит начинать подготовку флэшмоба, иначе результат не оправдает ожиданий.
Сроки подготовки флэшмоба зависят, прежде всего, от количества и уровня участников, задействованных в нем.
Этапы организации флэшмоба:
1) Встреча с участниками флешмоба.
2) Начало работы по организации флэшмоба:
а) сценарий;
б) постановка флэшмоба: хореография, вокал, театральное действие, распределение ролей, спортивное действие, схемы из людей и пр.).в) организация флэшмоба:
поиск участников, постоянная связь с ними;
сборы на репетиции, подбор музыки, организация схемы репетиций;
поиск залов для репетиций (при масштабных флэшмобах открытых мест или закрытых стадионов);
поиск, разработка костюмов.
г) составление графика репетиций: кол-во репетиций, встреча с участниками и разделение на группы, просмотр участников и распределение ролей по уровням танцевальной, вокальной, спортивной, театральной и пр. подготовки, возрасту, и др. критериям.
д) совместные репетиции участников, объединение всех групп в одну массовую постановку со всей атрибутикой и пр. усилениями общей картины.
ж) генеральная репетиция флэшмоба на площадке (при такой возможности!).
Некоторые этапы могут варьироваться и обсуждаться индивидуально в каждом конкретном случае.
Самый массовый флешмоб состоялся 8 сентября 2009 года в Чикаго на открытии 24-го сезона знаменитого шоу  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B8,_%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B0" \o "Уинфри, Опра" Опры Уинфри с концертом знаменитостей. Тот флешмоб, который устроили зрители, повергло в шок группу  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Black_Eyed_Peas" \o "Black Eyed Peas" Black Eyed Peas, исполнявшую песню «I Gotta Feeling». Даже Опра ничего не знала об этом. Данный флешмоб занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый большой в мире. В нём участвовало около 21 тысячи человек.
Флешмоб в странах СНГ
Первые российские акции были организованы через «ЖЖ» и состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа 2003 года. Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров.
Первые украинские мобы прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе.
В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. В Белоруссии возникли полит-мобы, на Украине и в России появился  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3" \o "Фаршинг" фаршинг(больше всего акций состоялось в Санкт-Петербурге), возникло движение  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F" \o "Монстрация" монстрации (изначально в Новосибирске). Ежегодно проводятся флешмоб фестивали —  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B1%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82" \o "Мобфест" мобфесты.
Виды акций
По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех. Позднее само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек.
Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба в изначальном смысле этого слова и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B1" \o "Смартмоб" смартмоба. Единственное, что объединяет большинство акций, — это стремление сделать что-нибудь вместе. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Объединяющим фактором для многих акций является самоорганизация через современные средства коммуникации, но не для всех: «флешмобами» могут именовать и мероприятия, организованные «сверху».
Поэтому флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб. Противоположным флешмобу по идее и задачам проведения является  HYPERLINK "http://evg-shelkovoy.livejournal.com/27655.html" профлеш (от «профессиональный» и «флеш»).
Флешмоб нередко подвергается критике. Когда прокатились первые флешмобы, то многие политики не поняли его сути и придали ему политический оттенок, хотя идеология флешмоба гласит, что «Флешмоб вне политики и экономики». Большинство критиков считает его бессмысленным занятием. Хотя многие психологи благосклонно относятся к явлению флешмоба, поскольку оно (в определённой степени) благотворно влияет на психологическое состояние участников, помогает участникам лишиться скованности, боязни общественного мнения, вырабатывает умение самоорганизации, даёт возможность знакомиться с единомышленниками и приносит в жизнь разнообразие.
Флэшмоб как художественный метод
Почти сразу же после своего появления, флэшмоб вышел за те жанровые рамки, в которых он был задуман. Та площадная культура карнавала, с которой начинался флэшмоб, оказалась лишь одной из частей флэшмоба как метода художественного сознания. Пусть самой видимой и большой его частью, присвоившей само название «флэшмоб», однако, далеко не единственной.
Флэшмоб выводит нас в другую плоскость. Если в искусстве единицы творят для масс, во флэшмобе массы творят для случайных единиц.
Трудно однозначно сказать, что заставляет людей участвовать во флэшмобах. Для некоторых это уход от рутины, просто способ развлечься, для некоторых — способ избавиться от комплексов и страхов, для некоторых — способ сделать вызов окружающему миру, знаковая революция.
Вокальное и танцевальное самовыражение - наиболее демократичный способ проявления личности. А как можно использовать метод флешмоба в жанре инструментального музицирования? Как известно, в кабинете музыки часто находится один инструмент-фортепиано, либо еще имеются другие инструменты в малом количестве, что с трудом позволяет организовать работу с целым классом. Что я делаю в таком случае?
Первую интонацию (можно использовать всего две ноты, но очень характерные, образно, ярко окрашенные) посылаю в класс. Принявший ее ученик (сумевший подобрать ноты на инструменте в нужном регистре и образном ключе) посылает свою интонацию другому однокласснику и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока весь класс не попробует себя за инструментом и опять не подойдет очередь учителя. Задача учителя в финале собрать максимально большое количество всех услышанных интонаций в единое смысловое целое и продемонстрировать детям результат их коллективного творчества. В этой игре не возможен шум и разговоры, ведь каждому надо придумать свою интонацию, принять чужую, да еще узнать свою в финальной импровизации учителя.
Без творческого подхода невозможно воспринимать произведения искусства. Каждый слушатель воспринимает музыку в зависимости от своего опыта, знаний, отношения к музыке вообще и к данному произведению в особенности. Музыку понимают активные, творческие, духовно богатые люди. Человек сухой, черствый не способен к творческому полету мысли, он не поймет необычных творческих достижений композитора. Так, известный советский музыковед Григорий Михайлович Коган говорил, что «…между творчеством и восприятием нет непроницаемой перегородки, непроходимой стены; у того и другого одни истоки, одно в другое переходит». В основе восприятия музыки лежит сопереживание содержания произведения. Ребенок, получая впечатление от того или иного произведения, строит в своем воображении свой вариант того, что было написано композитором и что он услышал.
Как писал известный советский психолог Борис Михайлович Теплов «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной стимуляции».
И именно флешмоб, на мой взгляд, является той формой творчества, которая позволяет быть ребенку максимально искренним, выражать свои чувства и настроения, а учителю – обеспечить реализацию творческого потенциала каждого ученика.