Статья на тему Музыкально — исполнительская деятельность как одно из средств социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями.


Музыкально – исполнительская деятельность как одно из средств социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Урок музыки в коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает задачи:
образовательные, воспитательные, коррекционно – развивающие и лечебно – компенсаторные.
Исходя из задач педагогическая цель музыкального воспитания - формирование средствами музыки гармоничной социально адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие разнообразных музыкальных способностей.
Урок музыки состоит из следующих разделов:
Слушание музыки
Пение
Игра на музыкальных инструментах
Все эти виды деятельности направлены на решение не только музыкальных задач, но и значимых для развития ребенка проблем.
Слушание музыки.
Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком!
Слушая музыку, дети учатся высказываться о ее характере. В этом им помогают словари эстетических эмоций, которые я использую в работе со старшими классами.
Эмоциональная характеристика музыки.
Грустная– тоскливая, беспокойная, жалобная, безвольная.
Спокойная – мирная, добродушная, светлая.
Бодрая– подвижная, сияющая, праздничная, развлекательная, бодрящая.
Поэтическая – мечтательная, задумчивая, проникновенная, скромная.
Величественная– величальная, приветственная, приподнятая, торжественная.
Героическая– могучая, призывающая, побеждающая, сильная, стойкая, смелая, отважная, непобедимая, богатырская.
Нежная – приятная, тихая, мягкая, лёгкая, чистая, трепетная, слабая, расслабленная, чувственная, поэтическая.Радостная– праздничная, игривая, искристая, яркая, звонкая, весёлая, захватывающая.
Волевая– решительная, напористая, настойчивая, требовательная, убеждающая, уверенная,
Лирическая– чарующая, взволнованная, певучая, задушевная, мечтательная, волшебная.
Хмурая – холодная, тёмная, глухая, приглушённая, сердитая.
Страстная– бурная, огненная, пламенная, неугомонная, неудержимая, насыщенная.
Грациозная – элегантная, утончённая, галантная, изысканная.
Энергичная – стремительная, быстрая, буйная, активная, сильная.
Ласковая – доброжелательная, детская, сердечная, убаюкивающая, тёплая, милая.
Грозная – беспощадная, гневная, рассерженная, злая, твёрдая, властная, наступательная, гнетущая.
Шуточная – юмористическая, игривая, потешная, комичная.
Таинственная– фантастическая, космическая, магическая, загадочная.
В результате выполнения такого рода заданий у учащихся пополняется их словарный запас, расширяется активный и пассивный словарь, что несомненно пригодится им в будущем.
Слушая музыку, дети учатся выражать свое, личное отношение к звучащему музыкальному произведению, учатся объяснять и доказывать, почему у него возникло то или иное мнение. Это происходит в форме беседы. Такие беседы на уроках я считаю самым важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка:
дети учатся высказывать свое мнение, а для этого нужна определенная смелость;
учатся его отстаивать, т.е. брать ответственность за свои слова;
учатся слушать и уважать мнение другого, т.е. толерантности;
учатся анализировать информацию и делать выводы, т.е. рефлексии;
учатся общению.
Все эти качества, безусловно, пригодятся детям в их дальнейшей жизни.
Пение и игра на музыкальных инструментах.
Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети, взаимодействуя друг с другом, значительно продвигаются в своем развитии. Они с удовольствием поют и играют на музыкальных инструментах на уроках, а затем и на внеклассных мероприятиях.
Участие детей в совместной подготовке внеклассного мероприятия не только развивает творческие способности учащихся, но и способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а главное, формированию таких важных качеств личности, как ответственность, смелость, терпение, рефлексия, общение, о которых мы уже говорили выше.
Наши дети принимают активное участие в мероприятиях различного характера; городского, областного и международного уровней: Городской фестиваль «Талант и радость чудеса творят», Международный фестиваль детского творчества «Звездный дождь», Международный фестиваль конкурс «Созвездие юных талантов Поволжья». В дни выступлений дети вливаются в совершенно иные условия, в условия социума. Они встречаются с новыми людьми, смотрят, как ведут себя другие дети, с интересом наблюдают за всем происходящим. Наши дети понимают, что становятся частью общества, они выступают на сцене, эти условия их дисциплинируют. Это их самоутверждение, самовыражение, успех, что побуждает учащихся к самосовершенствованию.
Благодаря участию в такой интересной творческой, музыкальной деятельности дети видят, что их выступления очень нравятся другим людям, их ждут, им рады.
Подводя итог вышесказанному, я с уверенностью могу утверждать, что музыкально – исполнительская деятельность является одним из средств успешной интеграции в социум учащихся с интеллектуальными нарушениями.