Аналитические данныеАнализ содержания системы профессионально-трудового обучения в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот


Анализ содержания системы профессионально-трудового обучения в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот
О динамике индивидуального развития учащихся можно судить на основании показателей карт педагогических наблюдений.
Обсуждение содержания и методики прослеживания и фиксации основных качеств развития учащихся.
а),на уроках общеобразовательных предметов,
б),на уроках труда,.
в),во внеклассное время.
Текущий анализ состояния учебно-воспитательного процесса, обобщение полученных результатов и методическая помощь учителям и воспитателям,
Обсуждение результатов эксперимента.
Подводя итог необходимо отметить, что, несмотря на трудности материального обеспечения учебного процесса, педагогический коллектив нашей школы-интерната осваивает ряд новых путей, направленных на повышение уровня социально-трудовой адаптации выпускников. К главным из них относим:
-осуществление организационно-структурных преобразований, соответствующих реальным экономическим условиям;
-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся на основе углубленного изучения их индивидуальных особенностей, а также систематического контроля обученности.
Таким образом, основные пути совершенствования профессиональной подготовки учащихся мы видим в следующем:
Создание материальной базы обучения, позволяющей:
а),готовить учащихся по профессиям, соответствующим их индивидуальным возможностям;
б),формировать профессионально важные качества учащихся до уровня, необходимого рабочему в современных социально-экономических условиях.
Выявление учебно-трудовых возможностей учащихся и осуществление на этой основе индивидуального подхода в учебно - воспитательной работе.
Использование всего арсенала специфических для трудовой подготовки умственно отсталых лиц методик обучения.
Осуществление обучающими системы контроля и учета динамики усвоения учебного материала и развития учащихся.
Воспитание у учащихся необходимых в труде социальных установок, моральных качеств и ориентированости на изучаемую профессию. демократизированными формами и участием большинства членов педагогического коллектива в соуправлении учебно-воспитательного процесса.
Причем, задача ставиться перед учащимися на основе, выполняемой на уроке работы, а цели планируются учителем как методическая их реализация в структуре урока. Особенно важно сформулировать коррекционные цели урока с учетом дифференцированного подхода к учащимся. Данные цели должны носить в себе с одной стороны специфику методик (развитие произвольной памяти, мышления, моторики, анализ, синтез и т.д.), с другой стороны психофизиологии основы психологии труда (развитие темпа, ритма трудовых действий и движений операции, соразмерности движения рук и т.д., т.е. развитие сенсомоторных процессов). Такой подход к планированию коррекционных целей урока, позволяет значительно эффективно осуществлять как общее, так и индивидуальное развитие учащихся.
При посещении уроков трудового обучения важно отслеживать динамику развития обучаемых с одной стороны и методический рост учителя с другой стороны. В процессе анализа проведенного урока отмечаются его положительные и отрицательные стороны, уточняются цели и задачи урока и ход их реализаций, а также активность учащихся при работе на занятиях. Урок трудового обучения во вспомогательной школе должен носить не только методический анализ, но и психологический.
Виды и формы контроля по срезам знаний, умений и навыков учащихся.
Выше описанные организационные формы работы требуют эффективности контроля за ними. Исходя из организации в подходах к профессионально-трудовому обучению учащихся, на основе их диагностирования строятся формы и методы контроля. Администрацией школы создаются, прежде всего, необходимые условия для развития педагогического мастерства учителей и мастеров трудового обучения через: работу методического объединения, семинаров и круглых столов, а также самообразования.
В критерии педагогического мастерства вкладывается примерно следующее содержание:
умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;
умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;
умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;
умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;
умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;
умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;
умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;
умение в совершенстве владеть своим „орудием" труда - речью, словом;
умение критически мыслить и иметь активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;
умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации. Вот кратко основные положения, составляющие это понятие.
Профессиональное же мастерство преподавателя характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием формирующейся личности в первую очередь.
Формирование знаний, умений, навыков по определенному трудовому профилю, умений использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и умения.
Формирование нравственных и этических представлений, характеризующих деятельность людей.
Развитие способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности. Социальная адаптация детей-сирот неотъемлемо связана с системой трудового воспитания, сложившейся в школе-интернате.
Таблица№3
Урочная работа Внеурочная работа
Специальные занятия по социально-бытовой ориентировке Внеклассная работа с классным руководителем
Уроки общеобразовательного цикла. Групповая и общешкольная работа с воспитателем во внеурочное время.
Уроки трудового обучения Общественно-полезный труд
Занятия с воспитателем
Кружковая работа
Социально-трудовая адаптация детей-сирот - это, прежде всего уроки трудового обучения,уроки дают теоретические знания и практические навыки, необходимые в будущей самостоятельной жизни выпускников школы-интерната - посадка и уход за растениями, умение пользоваться столярным инструментом, шить, вязать и другие.