Психолого-педагогическое сопровождение специалистами ЦПМСС детей, имеющих особые образовательные потребности.


Психолого-педагогическое сопровождение специалистами ЦПМСС детей, имеющих особые образовательные потребности.
Согласно типовому положению об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и  медико-социальной помощи (утв. постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867), центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) является образовательным учреждением для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и  нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории в условиях ЦПМСС осуществляют специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, а должна включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Для детей с особыми образовательными потребностями процесс психолого-педагогического сопровождения - это целенаправленная, организованная система деятельности специалистов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Целью данного сопровождения является гармонизация личностного и интеллектуального потенциала ребенка, коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии (обусловленных внутренней тяжестью и структурой дефекта и внешним влиянием), компенсация психофизических и соматических недостатков, развитие личности, индивидуальности каждого ребенка, формирование психологической готовности к саморазвитию и созидательной жизни в обществе.
Основными задачами психологического сопровождения ребёнка являются:
- проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью прогнозирования путей его дальнейшего развития и учетом последствий отклонения;
- разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического воздействия на личность ребенка с проблемами в развитии;
- предупреждение возникновения нарушений и развития вторичных дефектов;
- определение общих и конкретных задач психолого-педагогического сопровождения;
- трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения;
- целенаправленное формирование положительной мотивации, воспитание видения жизненной перспективы;
- психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей детей данной категории.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение специалистами ЦПМСС ребенка с особыми образовательными потребностями можно рассматривать как комплексную технологию помощи ребёнку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.