Структурные компоненты конкурентоспособности специалиста

Коммуналды Мемлекеттік мекемесі № 6 Павлодар колледжі
Коммунальное Государственное учреждение Павлодарский колледж № 6










Баяндама
(Циклдік дістемелік комиссияєа)

Б‰секелестіKKе Kабілетті маманныS KaрылымдыKкомпоненттері



Доклад
( на цикловую методическую комиссию)














Подготовила:
Мастер п/о
Карашашева С.Ш.


Павлодар . 2014 ж.
г.Павлодар 2014г.

Конкурентоспособность специалиста-это степень востребованности его как профессионала на рынке труда, на предприятии, фирме в силу имеющихся у него преимуществ перед другими кандидатами. Конкурентные преимущества обеспечиваются за счет имеющихся у специалиста интегрированного видения профессиональной среды и себя в ней; и подтвержденного практикой уровня компетентности, а также готовности изменять этот уровень в соответствии с требованиями производства, то есть за счет приспосабливания к его требованиям своего профессионального опыта, за счет выбора им стратегии управления своими профессиональными ресурсами.
Анализ социологической, философской, психологической и педагогической литературы позволил заключить, что в социологии конкурентоспособность трактуется как основа стабильности общества; синтез интегрально характеризующих ее способностей и личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда; образование, формирующееся в течение жизни человека, обусловленное социальным воздействием; умение видеть долгосрочную перспективу.
Конкурентоспособность работников- это комплексная характеристика развития используемых в процессе трудовой деятельности способностей человека и его квалификации, делающих его предпочтительнее в сравнении с другими. Конкурентоспособность работника определяется по результатам маркетинговых и социологических исследований и служит показателем качественной оценки человеческого капитала.
Теоретический анализ показал, что осмысление актуальных проблем формирования кадрового потенциала общества и развития личности как полноценного субъекта рыночных отношений непосредственно связано с категорией конкурентоспособности личности является одной из приоритетных задач модернизации образования Т и ПО.
Определение структуры конкурентоспособного специалиста предполагает упорядочивание характеризующих ее качеств и параметров в соответствующую теоретическую модель.
Систематизация качеств конкурентоспособности -это задача не только теоретическая, но и практическая, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности. К структурным компонентам конкурентоспособности относятся: потребностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный.
Потребностно-мотивационный компонент отражает мотивацию учебно-профессиональной деятельности, мотивацию достижения, потребность в саморегуляции поведения и деятельности, потребность в саморазвитии.
Содержательно-процессуальный компонент составляет знания, умения и навыки коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения, социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные специальные компетенции.
Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя самооценку, самоконтроль и самоанализ, управление саморазвитием и профессиональный ростом, саморегуляцию поведения и деятельности.
С позиций структурно-функционального подхода к компонентам конкурентоспособности можно отнести: целеполагающий, информационно-содержательный, операционно-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития организации и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.
Целеполагающий компонент предполагает выявление личностных и групповых стратегических перспектив и позиций в процессе организационных изменений, самосовершенствование конкурентных преимуществ.
Информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, связанных с определением стратегии и тактики организационных изменений, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями организации.
Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие стиль и стратегию организационных изменений.
Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности в группе и групповые ценности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.
Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.
Содержание конкурентоспособности будущего специалиста, на наш взгляд, определяется рядом внутренних и внешних параметров.
К внутренним параметрам относятся индивидуальные склонности, способность и задатки, черты характера, профессионально значимые качества. В группу внешних параметров входят нормативные и социально-организованные.
Кроме этого различают уровни конкурентоспособности специалиста. Первый уровень способностей представляет собой на рынке потребительную стоимость товара «рабочая сила», характеризуется она рядом более конкретных качеств. Конкурентоспособным в определенной области деятельности является специалист, обладающий: 1) профессионально й компетентностью (знания, умения, навыки) на уровне, достаточным для решения профессиональных задач (уровень образования, опыт работы, уровень профессиональных знаний, образования по профилю работы, наличие знаний по смежным специальностям (полипрофессионализм));
2) набором специальных личностных качеств специалиста. К ним относятся: активность, деловитость, трудолюбие, целеустремленность, общительность, настойчивость, обязательность, дисциплинированность, контактность, инициативность, уверенность, мобильность, лидерство, внимание, самостоятельность. Конкурентоспособность, может означать, что качества рабочей силы данного работника в наибольшей степени соответствует требованиям рабочего места должности, но , в условиях соперничества, надо доказать это соответствие.
Второй уровень конкурентоспособности современного специалиста- умение находить рабочее место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Таким образом, речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящим рабочем месте. Это- определение своего места в системе общественного разделения труда, процесс реализации трудовых интересов в соответствии со своими склонностями, а также система активных действий, специалиста с учетом рыночного механизма хозяйствования. Специалист при этой системе рассматривается не как пассивный объект, подчиняющийся стихийным законам экономики или ожидающий помощи из вне, а как активная личность, умеющая быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, обладающая стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения проблемы трудоустройства.
Третьим уровнем конкурентоспособности является выявления соответствия количественных и качественных параметров специалиста требованиям экономики, рабочих мест, которые представляют потребители рабочей силы являющиеся одним из ключевых элементов в структуре конкурентоспособности. Этот уровень связан с проявлениями экономического закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства; он отражает объективную, мало зависящую от работника сторону конкурентоспособности.
Таким образом, конкурентоспособность специалиста на рынке труда определяется, прежде всего, таким качеством, как его способность к наиболее полному личному самовыражению, наличие присущих только ему, неповторяемых особенностей. А успеху трудовой деятельности способствует высокий уровень личностного потенциала, включающего психофизиологические свойства квалификационную подготовку и социально психологические свойства человека как субъекта труда.



Структурные компоненты конкурентоспособности специалиста.