Выступление Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР


А.Г.Халилова,
учитель группы «Особый ребенок»,
МБОУ «Бардымская С(К)ОШИ»

Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) является развитие личности, формирование общей культуры, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе.
В ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений. Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности. В соответствии с ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители должны стать активными участниками образовательной деятельности: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках, принимать участие в разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС и АООП (2 вариант) одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.
АООП (2вариант) предусматривает разработку «Программы сотрудничества с семьёй обучающегося». Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий.
В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:
Информационно-аналитические (анкетирование; опрос).
Чтобы выявить уровень компетенции родителей в вопросах познавательного развития детей, а также установить обратную связь, проанализировать эффективность работы педагога с родителями в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности провожу анкетирование с родителями.
Наглядно-информационные
Многое о жизни детей родителям рассказывает информационный стенд, в котором отражаются наиболее важные события, также информационный стенд направлен на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей.
Познавательные формы организации общения
Эти формы работы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
С целью обеспечения непрерывного специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся в ОУ работает проблемная группа по работе с детьми – инвалидами. (в план работы группы включены заседания с родителями, имеющими детей – инвалидов).
В рамках работы группы организована встреча с юристом Пермской краевой общественной организации защиты прав детей – инвалидов и их семей «Счастье жить» с Быбик Андреем Викторовичем.
Особой популярностью у родителей пользуется форма работы, как чаепитие. Чаепития устраиваем на дни рождения детей. Родители очень ценят такое внимание к ребёнку в коллективе и стараются сами сделать праздник незабываемым. Совместные с родителями развлечения, приуроченные к различным праздникам стали уже традиционными в нашей группе. Их ждут и дети, и взрослые.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Мы используем разные формы привлечения родителей на собрание: открытые занятия (или его фрагмент), небольшие выступления и конкурсы
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они проводятся и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию речи у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов ОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами.
Хочу сказать о дальнейших перспективах в нашей работе по ФГОС. Это: 1. Продолжение изучения и применение современных инновационных психолого-педагогических систем в образовательном пространстве. 2.Продолжение поиска новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями, направленных на повышение
активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.
Сейчас только начало пути. И нужно сделать так, чтобы Федеральный государственный образовательный стандарт стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.