Основные структурные компоненты учебной деятельности по теории Д.Б. Эльконина


Основные структурные компоненты учебной деятельности
по теории Б. Эльконина.
1994535136525Учебная деятельность
00Учебная деятельность

-4248153175Учебная задача
00Учебная задача
50901603175Действие оценки
00Действие оценки
31851603175Действие контроля
00Действие контроля
12985753175Учебные действия
00Учебные действия

Учебная задача – основной компонент УД. Более близкую характеристику можно дать путем ее сравнения с конкретно-практической задачей. Так, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый измененный объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако его результат — изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.
Существенный элемент учебной задачи – способ действия. Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение школьниками способов действий. Иногда способом действий называют отдельный прием, иногда совокупность определенным образом связанных приемов, иногда общий метод действий. Мы же называем способом действий конкретное действие с материалом, заключающееся в таком его расчленении, которое определяет все последующие отдельные приемы и этапность их осуществления. Самостоятельное выделение детьми ориентировочной основы предстоящего действия, то есть его способа, и есть содержание учебной задачи.
Учебные действия школьников – освоение предметного способа действия. Производимые ребенком действия по состоянию предварительного представления о способе действия и по его первоначальному воспроизведению есть собственно учебные действия.
Учебное действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.
Действие контроля в процессе решения учебной задачи имеет особое значение. Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем над выполнением действий в соответствии с образцом.
Оценка ребенком степени усвоения - благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности.