Информационный час Компьютерная зависимость детей и подростков


Слайд № 1
Здравствуйте дети! Тема сегодняшнего информационного часа «Компьютерная зависимость детей и подростков».
Слайд 2
Компьютеры, ноутбуки, смартфоны, планшеты и многое другое, без всего этого сейчас современный человек, а уж тем более подросток просто не представляет свою жизнь. Дети проводят большее количество своего времени в виртуальном мире, что на самом деле довольно сильно беспокоит родителей. Если мама или папа пытаются ограничить использование данных гаджетов, то ребенок начинает истерить, ругаться, замыкаться в себе. Поэтому возникает вопрос: от чего именно возникает такая зависимость и вообще возможно ли от нее избавиться?
Для начала нужно вообще понять, почему для подростков так привлекателен этот виртуальный мир, почему они чувствуют себя в нем гораздо комфортнее, нежели в мире реальном. Дело в том, что подростковый период невероятно сложный, ребенок начинает взрослеть, даже если сам к этому еще не готов, он меняется внешне и внутренне. Именно в этом возрасте подросток пытается как-то самоутвердиться в мире, показать, что он что-либо из себя представляет. В реальной жизни это сделать гораздо сложнее, тем более, если ребенок достаточно скромный, а вот в социальных сетях многие оказываются более раскрепощенными. Можно выставить себя абсолютно кем угодно, и многие делают именно так.
Общение по средствам интернета действительно очень удобно, но родители все равно не понимают, как можно променять электронную переписку на живое общение с другом. Подросткам так проще, в интернете есть некая ширма, за которой можно спрятаться, скрыть свои комплексы и т.п. При общении через интернет не нужно смотреться в глаза собеседнику, не нужно переживать за свой внешний вид и т.п.
Очень важно, чтобы в этот период ребенок не закрывался в себе, а ведь именно так и бывает, родители просто теряют ту важную ниточку, которая связывала их с собственным ребенком. Подросток видит, что мама и папа воспринимают его исключительно как ребенка, естественно его это не устраивает, он не видит понимания со стороны родителей, не может делиться с ними проблемами и своими мыслями, потому что они не готовы его понять, и поэтому с головой уходит в комфортный для них виртуальный мир. Чтобы ребенок не стал зависимым от гаджетов, необязательно ликвидировать их из его жизни, нужно просто научиться с ним разговаривать, понимать его, вернуть в отношения доверия. Тогда у подростка не будет необходимости прятаться в выдуманном мире, он всегда сможет обо всем рассказать дома, а это очень ценно.
Слайд 3
Сегодня Интернет доступен практически каждому, за исключением разве что отдаленных населенных пунктов. С его появлением для людей открылись многие возможности и преимущества.
Всемирная сеть переполнена разнообразными ресурсами информационного характера, развивающими играми и образовательными программами. Также благодаря Интернету всегда можно быть на связи с друзьями и родными (общаться, осуществлять переписку). Поэтому Интернет может и поспособствовать развитию ребенка, если направить его внимание на эти составляющие.
Однако юные пользователи все чаще становятся зависимыми от этого глобального ресурса. С другой стороны, говорить только о детской зависимости неправильно. Ведь многим взрослым виртуальное пространство уже давно заменило реальную жизнь.
Официальные данные
На сегодня действуют две классификации психических расстройств:
МКБ – 10 (принимается Всемирной организацией охраны здоровья).
DSM – 5 (публикуется Американской ассоциацией психиатрии).
Ни одна из этих классификаций не содержит в своих списках заболевание «зависимость от Интернета». Несколько лет назад обновились списки классификации DSM – 5, но споры по вопросу внесения в них подобного рода отклонений не разрешены до сих пор. Однако отсутствие таковой формы в официальном перечне заболеваний вовсе не говорит об отсутствии проблемы.
Некоторые авторы утверждают, что зависимые люди страдают отклонениями в обычном поведении, утрачивают чувство реального восприятия, обладают ограниченным мышлением и не воспринимают критику.
В российской Федерации Государственная Дума инициировала принятие мер по защите детской психики от информационного воздействия. В результате в декабре 2010 года был принят закон, регламентирующий методы ограждения детского поколения от негативного влияния интернет-ресурсов (№436 – ФЗ).
Слайд 4
Психологи наряду с психотерапевтами классифицируют зависимость по-своему. Специалисты выделяют 6 видов, но только три из них характерны в детском возрасте:
Беспорядочный просмотр сайтов (веб-серфинг).
Нездоровое увлечение общением в социальных сетях и знакомствами, вызывающее пренебрежение к реальным взаимоотношениям.
Повышенная заинтересованность в виртуальных играх.
Слайд 5
Известно, что зависимости наркотическую, никотиновую и алкогольную вызывает определенное действующее вещество. В случае с глобальным Интернетом подобное вещество отсутствует. Однако сам механизм возникновения зависимости примерно одинаков: организм человека аналогично подвержен влиянию серотонина, дофамина и адреналина. Интернет не вызывает физическую и химическую зависимость, он воздействует чисто психологически.
Слайд 6
Безусловно, далеко не все поколение подростков, пользующееся ресурсами Интернета, подвергается зависимости. Различают некоторые причины, способствующие ее возникновению:
Круг общения ребенка (очень часто у подростков общие увлечения).
Наследственный фактор.
Неблагоприятная обстановка в кругу семьи подростка.
Серьезная занятость родителей.
Слайд 7
Симптомы компьютерной зависимости:
С каждым разом все больше времени проходит за монитором компьютера.
Успеваемость по школьным дисциплинам заметно снижается.
Неинтересно все, что происходит вокруг.
Сон нарушен.
Настроение меняется резко и часто.
На просьбу отвлечься следует неадекватная реакция, поведение на грани истерики.
Слайд 8
Подросток по сравнению со взрослыми обладает намного более «шаткой» психикой и слабым здоровьем. И вред от компьютера, при отсутствии должного внимания со стороны родителей, может привести к достаточно серьезным последствиям. Чем же именно опасен компьютер для ребенка?
Вред излучения. Любимый ноутбук может привести к различным заболеваниям, а именно снижению зрения, нарушениям сна и работы мозга, постепенному снижению иммунитета и даже возникновению разного рода опухолей.
Влияние на психику. Обратите внимание в момент полного погружения в виртуальный мир - никого не слышите и не видите, обо всем забываете, напряжены до предела. Психика в этот момент подвергается сильному стрессу.
Слайд 9
Влияние на сознание. Ребенок – это «пластилин», из которого лепится человек согласно той информации, которую он получает. К сожалению, ребенок очень редко использует интернет по назначению. Чаще всего его внимание направлено на ту информацию, от которой мама с папой его отгораживают, а именно на ресурсы порнографического, сектантского, ритуального, нацистского и пр. характера. Это крайне опасно, ведь увиденное ребенком на долгое время закрепится в его памяти.
Отсутствие интереса к чтению книг. Резко падает уровень образованности, грамотности, ведь теперь кругозор ребенка ограничен лишь играми, форумами, соцсетями и книгами в сокращенном виде. Ребенок перестает думать, да и зачем ему это? Когда все можно найти в интернете: там же проверить орфографию, там же решить задачи.
Слайд 10
Отсутствие потребности в общении. Реальный мир уходит на задний план. Реальные друзья и близкие люди становятся менее нужными, чем тысячи «лайков» под фотографиями и тысячи «друзей» в соцсетях.
Потеря способности общаться с людьми. В интернете он уверенный в себе «герой», а в реальности не может связать и двух слов, держится сам по себе, не способен наладить контакт со сверстниками. У подростка отсутствует желание к чему-либо и его стремления равны нулю.
Слайд 11
Малоподвижный образ жизни. Мышцы ослабевают, становятся вялыми, после чего искривляется позвоночник и возникают сначала сутулость, затем сколиоз, а за ним и более серьезные заболевания.
Повышение утомляемости. Ребенок становится раздражительным и агрессивным.
Снижение аппетита, замедление роста и впоследствии возникновение проблем с массой тела.
Слайд 12
Важную роль в том, как будет вести себя ребенок, играют родители. Чтобы не допустить развития зависимости или исправить положение вещей, придерживайтесь следующих советов:
Не стоит считать компьютервредной привычкой. При правильном подходе «новшество техники» может стать хорошим помощником для развития, учебы и самосовершенствования.
Если ребенок стал слишком много времени проводить за компьютерными играми, обратите внимание на его окружение, успехи в общении с друзьями. Возможно у него возникли проблемы в учебе или отношениях со сверстниками, и таким способом он замещает свое недовольство.
Уделяйте ребенку внимание. Помните, что каждый подросток остро нуждается в одобрении родителей. Учитесь не просто слушать, как у ребенка прошел день, но интересуйтесь его чувствами, переживаниями. Не ждите, что он первый начнет делиться с вами – тактично спрашивайте в ненавязчивой форме.
Поощряйте стремление ребенка к успехам, даже если оно заканчивается ничем или приводит к незначимым, на ваш взгляд, результатам. Поддержка родителей должна быть ощутимой, но здесь важно не переусердствовать. Дайте подростку возможность почувствовать, что он самостоятельно контролирует свою жизнь, – это научит его ответственности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ