Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»










Открытый урок
по русскому языку
в 4 классе
по теме «Имя числительное»





Учитель: Боброва Л.Б.









Цели:

Образовательные:
- познакомить с именем числительным как частью речи;
- обобщение знаний о частях речи, проверка умения распознавать части речи в тексте;
- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов ( внимания. памяти. мышления)
- развитие положительных качеств личности, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;
- развитие речи учащихся;
- развитие способностей учащихся.

Воспитательные:
- формирование эмоционально – ценностного отношения к истории своей страны;
- воспитание сознательной дисциплины, чувства ответственности, сопереживания, взаимовыручки;
- сплочение детского коллектива, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.















1. Организационный момент.

- Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.
- У нас сегодня праздник -у нас гости! Давайте их поприветствуем.
- Как это сделать, если перед вами совершенно незнакомый человек? (улыбнуться, глядя в глаза, сказать – здравствуйте)
« Уважаемые гости! Мы очень рады видеть нас в гостях у нас».

2.Разминка.

- Начнем наш урок с небольшой разминки. Вам необходимо ответить на мои вопросы.

1. Раздел науки о языке изучающей звуки речи? (фонетика)
2. Какая буква в алфавите идет первая - мягкий знак или твердый знак? (твёрдый знак)
3. Как называется часть слова без окончания? (основа)
4. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение? (антонимы)
5.Назовите вопросы Дательного падежа? ( Кому? Чему?)
6. Как называется член предложения, отвечающий на вопросы - Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? ( обстоятельство)
7.Как подчеркивается обстоятельство?
8. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
9. Как называется предложение в котором нет второстепенных членов предложения? (Нераспространённое)
10. К какому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а - я? (к 1 склонению)
11.Какая часть речи отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? Чьи? (Имя прилагательное)

-Какие еще части речи вы знаете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
А с какой - чуть позже.










3. Работа в тетрадях.
а)- Прочитайте число. Расскажите все что вы знаете об этом числе.(двузначное, нечётное)
-Запишите в тетрадях - число, классная работа.

б) Чистописание.
-А сейчас минутка чистописания. Сегодня мы повторим написание буквы. Это первая буква названия игрушки, которая является символом России.
( Матрешка) Назовите эту букву. Что вы можете о ней рассказать.
Показ на доске.
Мм Ма мо му
- Эту Матрешку я приобрела, когда впервые побывала в Москве. Родина этой Матрешки старый русский город Сергиев Посад. В этом городе живут талантливые мастера. Любая щепка в руках мастеров может превратиться в игрушку. Знаете ли вы от какого слова произошло название этой игрушки? Запишем первое слово – Матрена.( это старое русское имя)

- Кто запомнил, где я ее купила? (Москва- это второе слово) Запишите.
- Три года назад я побывала в Москве со своей дочерью. Там мы осматривали достопримечательности города и на память приобрели вот такой сувенир По форме он напоминает Матрешку, но кто здесь изображен? ( В.В.Путина)
- В тот год . когда мы путешествовали он был президентом нашей страны.
А кто сейчас является президентом нашей страны? (Медведев – это третье слово) Запишите.

в) Словарная работа.
Повторим словарные слова.
-На партах у вас лежат полоски, на которых написаны слова из пословицы
( красит, человека дела, Не одежда,а добрые дела).
- Прочитайте слова.
-Составьте из этих слов пословицу и прочитайте – Не одежда красит человека, а добрые дела.
- Как вы ее понимаете?
- Найдите в этой пословице словарное слово. Это первое слово , которое мы запишем. проговорите.( о-деж-да)
- Далее составьте цепочку слов, так чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предидущего.
Проверка.





4.Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
Прочитайте на доске:
« Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?»

-Что это такое? (текст)
-Почему это можно назвать текстом?
- Почему этот текст можно считать задачей?
- Что вас удивило?
- Решите эту задачу?(42 ошибки)
-Из скольких предложений состоит текст?
- Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.
- Проверим.
-Назовите существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.
- Как называются оставшиеся слова? (числительные)
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя числительное.

- Запишем тему урока в тетрадях – Имя числительное.
- Давайте исследуем эту часть речи. Для этого задайте вопрос к слову и определите что оно обозначает.
-Слова «четырнадцать» и «три» отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают количества предметов называются количественными.

-Запись на доске:
Имя числительное

Количественные Порядковые

- Вспомним нашу Матрешку. Вы знаете ее секрет. У нее внутри есть другие Матрешки. А сколько их давайте сосчитаем вместе.( первая, вторая, третья, четвертая, пятая)
-На какой вопрос отвечают эти числительные? (какой?)
- Числительные, которые отвечают на вопрос «какой?» называются порядковыми. Запишем на доске и в тетрадях.

5. Работа по учебнику.

- Откройте страницу 55- найдите формулировку орфографического правила.


Беседа:
- Что такое числительное?
- Какие бывают числительные?
- Какие числительные называют количественными?
- Какие числительные называют порядковыми?

-Выполним упражнение №1.
-Прочитайте задание. Запишите числительные в два столбика. Начнем работу вместе, далее самостоятельно.

Упражнение №2 выполним устно.
Прочитайте задание. Стихотворение прочитает –Гавриков Дима
Назовите числительные.
На какой вопрос они отвечают?
Какие это числительные?
-Продолжи предложения.
-Назовите числительные.
-На какой вопрос они отвечают?
-Какие это числительные?

6. Домашнее задание упражнение №3 – чтение и разбор задания.

7. Упражнение №4.
-Прочитать задание. Подсказку. Вопросы. Достаточно ответить на первые три вопроса.
Проверка.

8 Итог урока.
- Подведем итог урока.
-С какой частью речи мы познакомились?
-Какие бывают числительные?
-Вспомните какие вы знаете сказки, пословицы, загадки, где встречаются числительные.
-Спасибо за работу на уроке.