Открытый урок по русскому языку на тему Имя числительное. Разряды количественных числительных


План учебного занятия № 17-18
Преподаватель: Койшибаева Б.Ф.
Предмет: русский язык
Специальность: автослесари, сварщики, мебельщики, электрики
Группа: АВС-21, ЭГС-24, ММП-1, ЭМ-13
Тема занятия: Имя числительное. Разряды количественных
числительных
Дата: 21.11.2014 г.
Тип занятия: усвоение новых знаний
Форма проведения: открытый урок с элементами беседы, постановки проблемных вопросов,самостоятельной работы учащихся.
Цели занятия:
Образовательная: дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу      именных частей речи;
Развивающая: уделить особое внимание развитию навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным);
Воспитательная: воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося. Развивать правильную грамотную речь учащихся.
Методы: самостоятельная письменная работа с учебником.
Оснащение занятия: учебник, компьютер, слайд
Межпредметные связи: история
Литература:
Основная:
1.З.К.Сабитова Ф.Х.Жубуева Русский язык 10кл. МектепДополнительная:
1. Журнал. Русский язык.
Ход и хронометраж урока
№ Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия. 2 минуты
2 Контроль знаний (подчеркнуть)
Критерии оценки знаний Словарный диктант:смелость, глубина, свежесть, высота, ключик, кулечек, разносчик, корабельщик, багряный, ледяной, таинственный, бесценный,сонный. 5 мин
3 Перечень освещаемых вопросов Слово учителя:
1.Сколько в нашей группе студентов? (двадцать пять)
2.Сколько пар бывает у вас каждый день? (4)
3.Сколько минут продолжается пара? (80)
4.Какие слова вы использовали в своих ответах?
5.Что вы можете о них сказать? Это имена числительные.
- Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.
 1 студент В русском языке   есть немало  слов, значение которых связано с пониманием числа, счета. Это такие слова, как пять, десяток,  большинство. Однако среди этих слов именами числительными является только слово пять. Остальные слова по своим грамматическим признакам относятся к другим частям речи.
2 студент.  Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа?  Сравним два числа пять и пятак. Слово пятак обозначает конкретный предмет, т. е монета, на которой изображена цифра пять,  а слово пять используется при счете и обозначает число, которое используется при счете самых различных предметов, указывая на их количество, кроме того слово пятак и пять отвечают на разные  вопросы (что? – пятак; сколько? – пять).
3 студент.  Имеются среди числительных и такие слова, которые отвечают на  вопрос  – какой?, какая?, какие?). Они обозначают порядок предметов при счете.  Второй ученик, пятый день..10 мин
4 Закрепление материала 1.Вы услышали выступления ребят. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть числительные. (Учащиеся устно называют пословицы.)
Ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
У умной головы сто рук.
Семьдесят одежек и все без застежек.
Два брата бегут, а два догоняют.
2.На доске записаны два предложения сделайте синтаксический разбор.
Девочки собрали две корзины грибов.
Во второй их оказалось больше.  Три да два – пять. Две бригады крановщиков за смену загрузили одиннадцать платформ.
( Учащиеся делают вывод о синтаксической роли числительных. Числительные могут являться подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением ). 30 мин
5 Самостоятельная работа -Повторение правила “Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных”.
− А сейчас проверим ваше знания в правописании ь в числительных. Для этого приготовьте индивидуальные листы. Внизу подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака.
Индивидуальный лист
№ Ь в середине Ь в конце Нет Ь Числительные
1 +     Семьсот
2 +     восемьдесят
3     + сорок
4     + двести
5   +   одиннадцать
6   +   шестнадцать
7 +     девятьсот
8     + девятнадцать
9     + девяносто
10   +   семнадцать
4.Проверка домашнего задания.
− На дом вам было дано задание, узнать что-нибудь интересное об имени числительном. Проверим, как группы справились с заданием.
1 группа – “Из истории числа”.
2 группа – “Загадки, ребусы с именами числительными”.
3 группа – “Пословицы, поговорки с именами числительными”.
5. Работа по таблице. Заполните своими примерами каждую колонку таблицы примерами: числительные в сочетании с существительными.
Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Собирательные числительные
Два окна. Две третьих стакана Двое друзей
     
-Теперь попробуйте сами дать определение имени числительному.
-Закрепление темы. Стр. 145
(обязательно прочитать правило по учебнику для закрепления). 6 Подведение итогов занятия.
Домашнее задание
Выставление оценок с комментариями
упр. 223,
стр. 95 3 мин
Роспись преподавателя __________________________
Примерные ответы на задания:
Из истории числа.
Число 40 вначале было именем существительным и обозначало “мешок”. Этот “мешок” вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. Дать “сорок” означало “дать четыре десятка собольих шкурок” Постепенно слово сорок стало числительным, обозначающим “4 десятка”.
Загадки, ребусы с именами числительными.
Сто одежек, все без застежек (капуста)
Два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы).
Три братца пошли купаться. Два купаются, один на берегу валяется (коромысло и два ведра).
Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).
Сидит дед , во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
Ребусы:
3тон
по2л

40а
Госп17’ена
6’
гар’1а