Интегрированный урок русский язык + математика на тему Имя числительное (6 класс)


Тема: «В стране выученных уроков»
Интегрированный урок в 6 классе «Имя числительное»(русский язык+математика)
Учителя: Просянникова Светлана Макаровна, учитель русского языка;
Белькова Ирина Витальевна, учитель математики, МБОУ «Лицей №2» г. Братск
Тип урока: Урок – игра.
Форма работы обучающихся: групповая. В каждой группе консультант - ученик 10 класса.
ЦОР: мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные (для каждой группы) карточкис заданием.
Применение педагогических технологий: разновозрастное сотрудничество, игровая технология.
Формы и виды контроля представлены в виде группового творческого отчёта.
Цель урока:
через интеграцию предметов русский язык и математика показать богатство имени числительного как части речи и выразительность устной и письменной речи при его употреблении.
Задачи урока:
образовательная:
обобщить знания обучающихся по теме «Имя числительное».
развивающие:
прививать интерес к предметам; развивать память и мышление; обогащать устную речь обучающихся.
воспитательные:
убедить обучающихся в жизненной и практической необходимости знаний имени числительного; формировать правильное отношение к числу и к слову.
Планируемые результаты
предметные:
знать: числительное – как часть речи, правильное его произношение и написание.
уметь: использовать имя числительное в разных условиях.
личностные:
умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего).
метапредметные:
учиться работать в группе; извлекать и интерпретировать информацию; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Межпредметные связи;
Русский язык, математика, речь и культура общения.
5270536830
До начала урока класс произвольным образом разбит на четыре группы.
План рассадки обучающихся для проведения урока представлен на рисунке.

Ход урока
Вступление
Учитель русского языка и литературы:
- Удивительная тема «Имя числительное»! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках математики и на уроках русского языка.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?
Нет! Всё новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.
Сегодня с вами урок-игру проводят ученики 10 класса. Они являются ведущими, и в каждой группе есть консультант, ваш помощник.
«Третий лишний».
Ведущий – обучающийся 10 класса.
Цель игры: определить часть речи.
Для этого мы поиграем в «Третий лишний».
На слайде предложены цепочки слов. Нужно выбрать лишнее слово и указать признак, по которому выбрали.
Один, одиночка, одиночество;
Пятёрка, пятерня, пять;
Четырёхугольник, четыре, четверка;
Два, двойка, двойняшки;
Тройня, три, троица;
Седьмой, семёрочка, семиугольник.
Ответ: один, пять, четыре, два, три, седьмой.
- Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
- Какой частью речи являются остальные слова? (Имена существительные.)
- На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык и математика)
(Дети выбирают лишнее слово и отвечают на предложенные вопросы)
Урок русского языка.
Ведущий – обучающийся 10 класса.
-Тот, кто работает на телевидении, должен уметь в самых разных условиях концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире. Обладаете ли вы такой способностью? Поскольку речь сегодня идёт о числительных, обратите внимание на слова этой части речи. Прочитайте внимательно предложения, представленные на слайде. Постарайтесь их запомнить.
В оркестре было три музыканта.
По реке плыли два парусника и три лодочки.
В вазе стояли три розы.
В углу стояла корзина с пятью котятами.
В аквариуме плавали три разные рыбки.
- А теперь запишите ответы на вопросы:
1. Сколько музыкантов было в оркестре?
2. Сколько лодок было с парусами и без него?
3. Сколько роз было в вазе?
4. Были ли другие цветы в вазе, кроме роз?
5. Сколько котят было в корзине?
6. Где стояла корзина?
7. Сколько рыбок плавало в аквариуме?
8. Были ли в аквариуме одинаковые рыбки?
(Дети по окончании работы озвучивают свои ответы.)
Урок математики.
Ведущий – обучающийся 10 класса.
-Прочитайте равенства, предложенные на слайде.
315+180=495
2х-72=52
257-46=211
х:2+23=107
305-(3х-5)=402
7(5х+29)=518
Вывод: :при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.
(Дети читают равенства и делают вывод)
Весёлая переменка.
Ведущий – обучающийся 10 класса.
Цель; отгадка ребусов, предложенных на индивидуальных карточках.
Ответ: перемена, семья, стриж, сорока, опять, подвал, витрина, стоянка, столб.
Урок мудрости.
Ведущий – обучающийся 10 класса.
-В каждой пословице заключена крупица народной мудрости, а отражают они жизненные ситуации. Имя числительное – мудрая часть речи . и давайте поищем её в пословицах.
Каждая группа ребят называют свои пословицы. Ведущие предлагают свои (не названные детьми).
Какая душа в пять лет, такая она и в сто лет (японская).
Семь раз подумай, один раз скажи (монгольская).
У ленивого семь праздников в неделю (армянская).
Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке (японская).
Прежде чем сказать, поверни язык семьраз (вьетнамская).
Приходи в пять, а я уйду в четыре (молдавская).
У саранчи пять способностей, но ни одного таланта (японская)(Пояснение: саранча бегает, но не быстро; летает, но не высоко; ползает, но только по земле; плавает, но недолго; копает(роет), но не глубоко).
Творческое задание: Любую пословицу интерпретировать через рисунок, пантомиму, инсценировку и т. д.
(Дети выполняют творческое задание)

Урок выразительного чтения
Ведущий – обучающийся 10 класса.
- Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным.
Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение выразительно читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327.
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2 225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
Запишите его в тетрадь, заменив цифры словами.
(Дети читают и записывают свои варианты)
Урок истории
Ведущий – обучающийся 10 класса.
Загадка Российского флага
- Российский флаг представляет собой полотнище из трёх цветных полос: белой, синей и красной. Давайте выясним, одинаковы ли полосы по ширине.
(Дети приводят свои ответы)
- Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко не так. Без точного расчёта и числительных и здесь не обошлось. Глаз человека воспринимает белый цвет объёмнее, чем синий. Поэтому, белую полоску надо сделать немного уже, чем синюю. Красный цвет – это цвет опасности, он сразу бросается в глаза и кажется уже, чем есть на самом деле. Поэтому, красную надо сделать шире. На самом деле эти три полосы имеют разную ширину и соотносятся они как 30:33:37 (30 см, 33 см, 37 см). Именно в таком соотношении они кажутся одинаковыми.
Урок творчества
Ведущий – обучающийся 10 класса.
Передайте ваши настроения на рисунке и поделитесь своими мыслями.
Рефлексия (Обратная связь)

- Что понравилось на уроке?
- Что узнал(а) нового?
- Было ли интересно на уроке?
- Был ли полезен этот урок?
- Чему он тебя научил?
- Что ты для себя взял(а) с урока?
(Дети заполняют предложенные бланки, отвечая на вопросы)
Приложение