Рабочая программа по элективному курсу Речевая культура

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода



РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол заседания МО учителей
от «22» августа 2016 г.
№ 1

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
_____________________
/ С.С. Шемаева
« » августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор школы _________
/ А.В. Козловцева
Приказ
от 29.08.2016 г.
№ 402









Рабочая программа
по учебному курсу
«Речевая культура»



Класс: 9«А»








Автор программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 28» г. Белгорода
Романенко Лариса Владимировна



Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Речевая культура» для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе Государственного стандарта 2004 года и «Сборника элективных курсов по русскому языку, культуре речи, риторике», разработанных учителями-словесниками общеобразовательных учреждений города Белгорода в 2007 году, рекомендованного Управлением образования администрации города Белгорода и научно-методическим информационным центром.
В современном мире наиболее важно понять: как сохранить красивое и выразительное слово, как сделать общение понятным и незабываемым? Для этого необходимо сохранить «свободным и чистым» великое русское слово, постоянно уровень культуры. «Речевая культура – зеркало его духовной культуры», - говорил В.А.Сухомлинский.
Цель изучения русского языка в общеобразовательных школах – владение языком в различных сферах деятельности. В 5-7 классах уделяется большое внимание орфографии, в 8-9 классах – пунктуации. Повторение раздела «Орфография» в 9-ом классе учитель осуществляет самостоятельно (с учётом уровня развития учащихся), обращаясь к наиболее «трудным случаям». Количество часов на развитие речи к 9-ому классу, когда необходимо подготовить учащихся к выпускному экзамену, составляет 17. Возникает противоречие: с одной стороны, минимум теории и практики, с другой стороны, правильная, точная, богатая речь. Преодолеть данное противоречие, качественно подготовить девятиклассников к выпускному экзамену поможет элективный курс «Речевая культура».
Цель курса – совершенствование речевых, орфографических, пунктуационных, интеллектуальных умений (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность с помощью компьютерных технологий).
Задачи курса:
- повторение, систематизация и обобщение раздела «Орфография. 5-7 класс»;
- развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку (грамотному письму) может быть использование на занятиях информационных технологий, а также языковой разбор текста, комплексная работа с текстом.
Таким образом, выделены следующие разделы (с перспективой на продолжение факультативного курса в 10-11 классах):

Класс
Разделы, способствующие формированию


интеллектуальной культуры
нравственной культуры

9-ый класс
Повторение орфографии
Языковой разбор текста


Как писать изложение
Анализ художественного текста

10-11 классы
Повторение пунктуации
Комплексный анализ текста


Как писать сочинение
Написание сочинения


Исходя из разделов, была определена следующая структура занятий в 9 классе:
1.
Повторение орфографии

2.
Работа по стилистике

3.
Языковой разбор текста (анализ художественного текста)


Элективный курс «Речевая культура» имеет большую практическую направленность (формирование интеллектуальной и нравственной культуры). Занятия предполагают использование таких форм работы, когда создаётся творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на учеников-консультантов, способных обучить других (повторение теоретических сведений в форме лекции, проведение беседы-опроса, демонстрация презентации и др.). Курс «Речевая культура» включает проведение семинаров, практикумов, занятий-исследований, занятий-творческих лабораторий и т.д. Предполагается включение в занятия исследовательской работы старшеклассников (подготовка докладов, их рецензирование), использование различных словарей и справочников.
В процессе комплексной работы решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические (9-ый класс), пунктуационные (10-11 классы) навыки учащихся. Одним словом, всё это позволит старшеклассникам подготовиться к ОГЭ в 9-ом классе и к ЕГЭ в 11-ом.
Программа реализована в следующем УМК:
Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Автор В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2012.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 недели (34 часа).

Тематическое планирование
9 класс (34 часа)
№ п/п
Разделы
КТП учителя

1.
Повторение орфографии
34


Итого
34








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)

Наименование разделов и тем
Коли
чество часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Домашнее задание

Плановые сроки прохожде
ния
Причина и дата пропуска урока
Дата прохожде
ния ликвидированного урока (темы)

1.1. Безударные гласные в корне, приставках. Точность словоупотребления
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
1.09



1.2. Безударные гласные в суффиксах, окончаниях слов. Лексическая сочетаемость
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
8.09
15.09



1.3. Безударные гласные в частицах НЕ и НИ.
Речевая избыточность
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
22.09



1.4. Чередующиеся гласные в корне слова. Речевая недостаточность
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
29.09
6.10



1.5. Правописание согласных при оглушении и озвончении. Использование многозначных слов.
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
13.10



1.6. Проверяемые и непроверяемые согласные в середине слова. Использование синонимов, антонимов
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
20.10



1.7. Оглушение и озвончение согласных на стыке приставки и корня. «З» и «с» в начале слова.
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
3.11



1.8. Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные. Стилистическая окраска слов.
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
10.11



1.9. Удвоенные согласные в корне слова, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. Стилистическая окраска слов.
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
17.11



1.10. Правописание согласных в суффиксах слов. Образность речи
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
24.11



1.11. Мягкий знак после согласных. Употребление существительных в речи
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
1.12
8.12



1.12. НН и Н в именах существительных, прилагательных и наречиях. Стилистическая оценка перифраз
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
15.12
22.12



1.13. НН и Н в причастиях. Стилистическая оценка перифраз
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
12.01
19.01



1.14. Слитное, раздельное и дефисное написание приставок и суффиксов. Употребление причастий
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
26.01



1.15. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных имён существительных. Употребление существительных в речи
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
2.02



1.16. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных имён прилагательных.
Употребление прилагательных в речи
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
9.02
16.02



1.17. О-Ё после шипящих в разных частях речи Употребление прилагательных в речи.
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
2.03
9.03



1.18. Слитное и раздельное написание деепричастий. Употребление деепричастий в речи
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
16.03



1.19. Слитное и раздельное написание числительных. Употребление числительных в речи
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
23.03



1.20. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Употребление наречий в речи
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
6.04
13.04



1.21. Слитное, дефисное и раздельное написание местоимений. Употребление местоимений в речи
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
20.04



1.22. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
27.04
4.05



1.23. Правописание союзов. Употребление союзов в речи
2
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
11.05
18.05



1.24. Правописание частиц. Употребление частиц в речи
1
Работа с текстом, выполнение практ. заданий
Практич. упражнения
25.05



ИТОГО
34 часа























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15