Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя числительное» (по технологии проблемного обучения)

Имя числительное.
(Русский язык 3 класс (1-4) 4 четверть)
Задачи: 1)познакомить с новой частью речи – числительным;
научить находить числительные в словосочетаниях,
предложениях;
научить доказывать, что данная часть речи – числительное.
2)развить каллиграфические навыки написания буквы «о» и
строчных букв, имеющих элемент «овал».
3) воспитать самостоятельность, трудолюбие, активность.
Ход урока.
1.Орг.момент.
1)Разминка для пальцев рук:
Рыбки в озере купались
И плескалися в воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети садятся на свои рабочие места).
2) Эпиграф.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Заполняют тетради под комментарий дежурного ученика).
2.Актуализация знаний.
1)Орфографическая минутка.
(Появляется Дед Всевед, здоровается с ребятами.)
- К нам на урок пришёл дед Всевед. Он всё ведает, обо всём всё знает.
С собой Дед принёс слова для орфографической минутки с сигнальными карточками. (Сигнальные карточки О и А разданны заранее каждому).
- Я показываю слова с пропущенной орфограммой, вы поднимайте нужную сигнальную карточку, называйте проверочное слово.
( Слова: в-дичка, с-рняк, ст-нал, н-чной, к- льцо, тр-пинка, уг-стил, прих-дил,
к-решок.)
- Правописание безударных гласных мы с вами проверяли.Значит какие это безударные гласные? (Проверяемые).
2) Повторение частей речи.
- Всевед разделил все слова на группы по частям речи.
Докажите на какие группы разделены слова?
3) Чистописание.
- Ребятки, а кто заметил?! Какая орфограмма была пропущена во всех словах? (О)
- Для чистописания возьмём строчную букву о. Она состоит из одного элемента – овала ( учитель объясняет написание буквы. Пишут до середины строки.)
А давайте вспомним, какие ещё строчные буквы имеют овал. Эти буквы принёс с собой Всевед – а, б, в, д, ф, ю. ( Записывают на этой же строчке. Учитель отмечает каллиграфически грамотно написанные буквы).

- Я сегодня на урок приготовила предложение, но этот Всевед такой проказник, что пока мы писали буквы, перепутал все слова. Я разочарована его поступком. А вы, ребята, поможете составить предложение? ( Образуется предложение:
Третий луч попал в курятник.
- Разберите данное предложение по частям речи.
( Один ученик работает у доски).
- Почему задание одно, а мнений много? Какой вопрос возникает? – Какая же это часть речи?
4. Поиск выхода из проблемной ситуации.
1) – Давайте проведём исследование. Прочитаем предложения попарно
( предложения записаны на доске) .
Девочки пошли в лес. Четыре девочки пошли в лес.
Утки плавали в пруду. Две утки плавали в пруду.
- Посмотрите внимательно, что можно сказать об этих предложениях?
( Есть слова, которые уточняют речь, мысль предложения).
- Какие слова уточняют предложения? (Выделенные слова).
- Составим словосочетания с выделенными словами.
( Четыре девочки, две утки).
- Какую часть речи поясняют выделенные слова ( Поясняют существительное).
- Что мы узнали об этой части речи? (Вывод делает один ученик. Вывод появляется на доске).
Физкультминутка.
- Продолжим дальше исследование.
Какой признак ещё можно выделить у этой части речи? Найдите ещё что-то новое о нашей части речи, выполнив парами задания по карточкам. Готовимся выступать у доски. ( Самостоятельная работа по карточкам).
( Общий вывод: выделенные части речи могут отвечать на вопросы:
Какой?, какая?, какие?, какое?, сколько?, который?, которая?, которое?, которые?)
- С вопросами какой части речи сходны данные вопросы? ( Прилагательное).
- Исследуем дальше. Какой признак части речи ещё можно выделить?
На доске:
Третий луч – три девицы.
- Сравните в словосочетаниях два выделенных слова. Что они обозначают?
( Обозначают количество и порядок предметов).
- Давайте ещё раз сделаем вывод о новой части речи. Всё то, что мы о ней узнали.
( вывод делают учащиеся).
- такая часть речи называется числительное.
( На доске появляется надпись «Числительное».
- Какая же была тема урока?
- Какое определение «числительному» дают авторы нашего учебника?
(Работа с правилом по учебнику).
Физкультминутка.
( проводят физорги)

- Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты с числительным будь дружен.
- Числительные счёт любят. Не сразу человек научился считать и создал имя «числительное». Из всех частей речи – это самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи?
( Грамматическая сказка «Кто подсчитает?» из книги В.Волиной «Учимся играя» - М.: Новая школа, 1994 г., стр.348).
5. Закрепление.
- А теперь будем учиться находить «числительное» в предложениях и словосочетаниях и доказывать.
1) Работа в микро группах ( по карточкам).
Задание: собрать пословицу, записать в тетради, объяснить смысл. Найти числительное и доказать.
- Я уверена, ребятки, что вы прислушаетесь к этим пословицам и будете выполнять их правила.
2) Игра «Ручеёк».
На карточках записаны словосочетания. Выделить числительное и доказать.
По команде учителя, меняются карточками.
3) Выборочный диктант.( записывают только числительные).
Семён, играет, первый, сто, белый, игрушки, они, один, заячья, три, под, трётся, третье. (Взаимопроверка, оценивание).
6 Итоги урока.
- С какой частью речи познакомились сегодня на уроке?
-Что обозначает «числительное»?
-На какие вопросы отвечает?
( Словесное оценивание, Отметки в журнал за выборочный диктант).
Д/з: Из художественной литературы выписать три предложения с числительными.
- Урок окончен! Спасибо за работу! Я вами довольна! Свободны!
15