Классный час Героями не рождаются, героями становятся


Внеклассное мероприятие
В 7-А классе
Тема: «Героями не рождаются, героями становятся»
Подготовила: Попроцкая Оксана Владимировна
Учитель английского языка
Ровеньковской гимназии №1
2016
Внеклассное мероприятие
«Героями не рождаются, героями становятся»
7 – А класс
Дата проведения: 24.02.2016
Цели:
• сформировать представления учащихся о героизме как о многогранном понятии;
• показать связь времен;
• предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности.
Оборудование: иллюстрации, рисунки детей, аудио/видео оборудование
Подготовка: дети читают книги, газеты об участии нашего народа в Великой Отечественной войне; заучивают наизусть стихи, посвященные подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, готовят выставку рисунков к теме урока.
«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»
М. В. Ломоносов.
«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».
Н. А. Островский.
«... герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».
Ю. Фучик.
«Самое трудное — мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему».
В. А. Сухомлинский.
Ход классного часа
Звучит запись «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).
Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)
А что для вас означает Родина? (Родной город, пруд, дом, семья).
Ученик 1
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами.
Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).
Ученик 2
Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
Учитель: Ребята, какие человеческие качества, спрятаны в выражении «Любовь к Родине»? (Ответы детей). Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Учитель:
- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)
- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).
Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?
Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…
Ученик 1
Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком.
Учитель:
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Великая Отечественная война
Все дальше и дальше уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем все величественнее представляется титанический подвиг, совершенный народом. В жестокой схватке с фашизмом люди проявили беззаветную любовь к родине, беспримерную стойкость и массовый героизм.
Более 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза, около 13 миллионов были отмечены боевыми орденами и медалями. Среди них и юные герои, отдавшие жизнь за свободу нашей родины.
1-й ученик:
Не каждый из них был героем,
За родину шел он в огонь и дым.
Город, улицу, дом отстаивал с боем,
Чтобы жизнь подарить другим.
2-й ученик:
Для тех, кто воевал, кто полной чашей испил горечь отступления, и радость наших великих побед, события войны никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся в ней.
Все меньше и меньше ветеранов может сегодня пройти по брусчатке Красной площади нестройным маршем. Все меньше и меньше их приходит на встречу с нами. Будем же признательны людям, чья юность была опалена жестокой войной. Людям, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, слава.
3-й ученик:
Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава!
Вечная слава героям! Слава героям! Слава!
И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои - те, кто погибли.
Павшим - вечная слава!
4-й ученик:
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе…
Есть великое право – забывать о себе!
Есть великое право: пожелать и посметь!..
Стала вечною славой мгновенная смерть!
22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 году. Между двумя датами - прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал все невозможное, чтобы выстоять и победить.
Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…
1-й чтец:
Сорок первый. Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно.
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
2–ой чтец:
Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил не на мгновенье
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.
3-й чтец:
Сорок третий!
В сырой степи под Перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы,
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там на пустынных перекрестках,
Чтоб их запомнила страна,
На звездах, на фанерных досках,
Мы написали имена.
4-й чтец:
Сорок четвертый!
Еще война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
5-й чтец:
Сорок пятый!
Еще стояла тьма немая,
Давленый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей траве от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в сырой земле…
4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов! Вы только представьте - если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года!
27 миллионов за 1418 дней – это значит погибало 13 человек в минуту…
А сколько среди этих 27 миллионов наших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми…Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье. И ни на миг не дрогнули их юные сердца!
1-й ученик:
В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.
2-й ученик:
«Никто не забыт, ничто не забыто…» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и нашей жизни, ребята. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину.
Путь к победе был долгим и трудным, но наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял в жесточайшей, кровопролитной затяжной войне. В России нет ни одной семьи, которой не коснулось чёрное крыло фашизма. Более 27 миллионов жизней советских людей унесла война, миллионы покалечила.
За подвиги, проявленные в годы войны звания Героя Советского Союза удостоены более 11 600 человек, из них 115 – дважды, 3- трижды.
Коллективное рассматривание рисунков учащихся.
- Как вы назвали ваши рисунки?
- Кому вы их посвятили?
- Что особенно заинтересовало вас при выполнении работ?
Ученики читают стихи о войне.
***
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий российский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими единыБелорусы, латыши.
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши-
Все российские народы,
Против общего врага.
Все, кому мила свобода
И Россия дорога.
С. Михалков
***
Был день, как день,
Светило солнце,
И ветер шарил по траве,
Я тосковал, смотря в окно,
Отец на фронте, на войне.
И вдруг светлее стало в небе,
Прибоем радостной волны
Пришла к нам весточка: Победа!
И нет боев, и нет войны!
На печке дед заплакал старый,
Слез не скрывая, как малец,
И улыбнулась наша мама
Улыбкой счастья, наконец.
Четыре года папу ждали
Мы вместе с нею, словно век.
И вот пришел под звон медалей
Родной и близкий человек.
Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет вечно ясным небо,
И травы будут зеленей.
А. Воротынцев
***
Куда б ни шел, ни ехал ты,
но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,
ученый иль пастух, -
навек запомни: здесь лежит
твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
он сделал все, что смог,
себя в бою не пожалел,
а Родину сберег.
М. Исаковский
Подвиги в повседневной жизни
Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстримальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. А если нет пожара, никто не тонет и не совершает преступлений, что тогда? На самом деле подвиги есть трудовые, профессиональные, а порой всю жизнь человека, начиная с определенного момента, можно назвать подвигом.
Сообщения для обсуждений:
Граната в окопе. Во время учений в Амурской области солдат неудачно бросил гранату, которая попала в окопа. Командир батальона связи майор Сергей Солнечников успел оттолкнуть рядового и накрыл собой снаряд, чем спас жизни находившихся на объекте военнослужащих. Сам офицер скончался в военном госпитале. 3 апреля президент России Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении майору звания Героя России. На территории бригады связи, в которой служил Солнечников, установлен памятник.
Трагическая ночь 26.04.86г. Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Взорвался ядерный реактор. Пожар готовился перекинуться на другие блоки. На защиту встали пожарники, электрики, турбинисты. Семнадцать пожарников, под руководством майора Телятникова, самоотверженно гасили видимое пламя на кровле и победили его, не дали распространиться на другие блоки. Но их самих сожгло пламя невидимое, пламя нейтронного и гамма излучений. Излучение 20 тыс. рентген в час исходило от топлива и графита, по которым длительное время ходили пожарники. При тушении пожара внутри машинного зала героизм и самоотверженность проявили электрики и турбинисты во главе с зам. начальника электроцеха А. С.Лелеченко. Он, оберегая молодых электриков от излишних хождений в зону высокой радиации, сам трижды ходил, чтобы отключить подачу водорода к аварийным генераторам. Общая доза, полученная им, составляет 2500 рад. Этого хватило бы на пять смертей. Страшные мучения перенесли все эти люди. Они погибли, спасая человечество от более страшной катастрофы. Они могли уйти, сохранив себе жизнь, но они остались…
С высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался и полетел в холодную мутную воду троллейбус с пассажирами. Представляется невероятным, что именно в эти минуты здесь оказался рекордсмен мира, тринадцатикратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по скоростному подводному плаванию Шаварш Карапетян. Он мгновенно оценил обстановку. Набрав воздуха, сгруппировавшись, Шаварш с шумом ушел под воду. Видимость была скверной. Ему удалось рассмотреть корпус троллейбуса, подобраться сзади и разбить большое стекло. Шаварш вплыл в салон. Люди были без сознания. В тяжелой мгле двигались темные тени. Он ухватил ближайшую, выбрался из салона, всплыл, увидел: спас женщину. Трижды вдохнув, Шаварш снова ушел под воду. Ухватился за раму, вплыл в салон. Снова прижал безвольную, безликую тень… Он подавил в себе все, словно бы превратился в самоотверженный автомат, сориентированный на абсолютную, единственную, неизменную цель: спасать. И он спасал. А дальше: 45 суток. Воспаление легких, высокая температура, угроза заражения крови, чудовищная аллергия. Выздоровление было трудным. Через четыре месяца он вернулся в бассейн и почти сразу установил новый мировой рекорд. Но лучшая награда герою – жизнь спасенных. А в этом случае – жизнь двадцати.
Освобождение Донбасса
Сегодня патриоты нужны нашей Родне не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее нашей Республики, за будущее живущих в ней людей.
Ученик 1: Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.
Ученик 2: Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
Ученик 2:
О подвигах - стихи слагают.
О славе – песни создают.
“Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!”
Итоги и рефлексия:
- Вернемся к фразе «Героями не рождаются, а ими становятся». Как вы думаете, способны ли вы сами на геройский поступок? Какие маленькие подвиги мы можете совершать уже сейчас? (прекращать драки между детьми, помогать добрым советом тем, кто, например, переходит дорогу вне положенного места, защищать младших, оберегать девочек и своих родителей)
- Помните, маленьких подвигов не бывает! Подвиг – он и есть подвиг! Не важно, кто его совершил: мужчина или женщина, а может быть мальчик или девочка, важно, что сделал этот человек великую вещь – спас чью-то жизнь, помог предотвратить несчастье.
- Желаю вам вырасти смелыми, отважными, мужественными и честными. Жизнь человека бесценна и если вы можете помочь сохранить это сокровище, сделайте это, если уверены в своих силах!