Внеклассное мероприятие Блокада Ленинграда

Показ фотографии современного Петербурга
На сцену кружась в вальсе выходят три пары, уходят за кулисы
Выпускники школы: девочка в школьном фартуке и мальчик, взявшись за руки, выходят на сцену:
 - Ленинград
 - Один из красивейших городов мира
 - Прямые проспекты и улицы, красивые площади.
 - Ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.
 - Исаакиевский собор.
 - Петропавловская крепость.
 - шпиль Адмиралтейства.
 - Большой Екатерининский дворец.
 - Эрмитаж.
 - Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов.
 - Здесь полились звуки музыки Глинки и Бородина .
Слайд 2 Воздушная тревога и взрывы.
Слайд 3 Песня Священная война.
Слайд 4 - 5 Пискаревское кладбище
Показ видеофильма о блокаде Ленинграда
1)Вам, героическим защитникам Ленинграда,
2)Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
3)Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
4)Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых
(вместе) ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ученик:
Опять война,
Опять блокада
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:’’ Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”
Ученик:
И может показаться:
Правы
И убедительны слова
Но даже если это правда,
Такая правда- не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ученик:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна.
Ученик:
Город Петра-
Гордость России и слава,
Устоявший в не слыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастёрку твою.
Ученик:
В истории - не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
Ученик:
Ведущий:    8 сентября 1941г началась блокада Ленинграда.  Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище.
Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя.
27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Сценка с военными
Под вечер в одном из купе вагона собралась «командировочная» компания, и каждый по очереди рассказывал «самый страшный случай из фронтовой биографии».
Немолодой человек в форме гражданского летчика слушает молча и все больше волнуется, пока не перебивает рассказчика. Лицо его дергается. Он – заика.
– С-самое ст-трашное? – говорит он, – Самое страшное, да? Т-тонули, говоришь, Г-горели? С мерт-вецами лежали? Я тоже тонул. Я тоже – горел. И с покойниками в обнимочку лежал. А вот самое страшное – это когда в 1942 году письмо получил из Ленинграда – от сынишки десятилетнего: «Папочка, – пишет, – ты нас прости с Анюткой Мы вчера твои кожаные перчатки сварили и съели»
Голод

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, а налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город ото льда и снега. Особой страницей блокадного Ленинграда стала осень 1941-го, потому что в ноябре к почти непрерывным вражеским налетам и бомбежкам добавился ещё один страшный враг – голод. С приближением военных действий к стенам Ленинграда в городе создались большие трудности в снабжении войск и населения продовольствием. С этого времени войска, и моряки Балтийского флота питались за счет продуктов, имеющихся в городе. Кроме того, Ленинград пополнился за счёт беженцев из Прибалтики, Пскова, Луги, Петрозаводска, Карелии. В начале сентября был
проведен переучет всех съестных припасов города. На 12 сентября 1941г. наличие основных
продуктов питания составляло:
Хлебное зерно и мука – на 35 суток;
Крупа и макароны – на 30 суток;
Мясо и мясопродукты – на 33 суток;
Жиры на 45 суток;
Сахар и кондитерские изделия – на 60 суток.

В связи обстановкой, Военный Совет принимает решение по сокращению расхода продуктов питания, вводятся карточки на хлеб, крупы, сахар, жиры. Карточка была дороже денег, дороже картин, дороже всех сокровищ. Отсюда следовало, что к выдаче карточек отношение должно быть строжайшее. Военный Совет в начале октября 1941 года обязал Ленгорисполком выдавать карточки гражданам только после тщательной проверки документов, а должностных лиц, нарушивших порядок выдачи привлекать к уголовной ответственности. Потерянная карточка не восстанавливалась.Уже в октябре неожиданно рано наступили заморозки, а затем вместе с пронизывающим ветром настоящие морозы. Откуда только возможно добывали топливо. В ход шли пустующие киоски, мебель, разрушенные деревянные дома. В ноябре дистрофия и холод угнали в могилу 11.000 человек.
Первыми гибли мужчины преклонных лет. Они в отличие от женщин того же возраста оказались менее стойкими к голоду. Такое явление, по мнению врачей, объясняется большей сопротивляемостью организма женщин к лишениям. Однако скоро голод уравнял всех. В декабре смерть косила людей, независимо от пола и возраста.
С осени 1941года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствие. С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 грамм рабочим, 200 грамм
всем остальным. С 13 ноября 1941г.: 300 грамм рабочим, 150 грамм – остальным. С 20 ноября
1941г. пятый раз сокращается хлебный паек: 250 гр. рабочим, 125 – остальным. Это была самая
низкая норма отпуска хлеба, отпускаемая на человека в сутки. Крошечный, почти невесомый
ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно
было съесть. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки Хлеб осенью – зимой 1941года был практически единственным питанием ленинградцев.
Вот он хлеб блокадного Ленинграда – 125 грамм. Подержите его на ладошке. Столько хлеба давалось детям на целый день. Во время блокады по радио обращались к родителям: «Не отдавайте свой паек детям, т.к. вы умрете, а без вас погибнут и ваши дети».Детям раздается по 125 граммов хлеба.

Отрывок из дневника блокадницы Лидии Агафоновой.

Хлеб.

Люди привыкли считать, что хлеб – это просто хлеб и сытость от 125 грамм всегда одинакова. Это неверно. Хлеб можно есть по-разному, и каждый должен найти для себя самый «сытный» способ. Можно есть, кусая от куска, можно отламывать хлеб по крошке. Некоторые его режут – кто на тоненькие прозрачные ломтики, кто на толстенькие квадратики. Все соглашаются с тем, что самое сытное – корка. Малодушные съедают хлеб, не успев выйти из булочной, другие – их меньшинство – делят паек на три части: на утро, к обеду и на ночь. Это героизм: знать, что можешь съесть свой собственный кусочек хлеба сию минуту, и воздержаться».Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала. Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их Чтобы ни одна крошечка не пропала ни одна крошечка.
Дорога жизни
«Дорога жизни" - это единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей. В дни жестокой блокады по "Дороге жизни" Ленинград снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам.
"Дорога жизни" включала сухопутный участок с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Водный путь соединял побережье в районе Вагановского спуска с Новой Ладогой и Волховом. В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с "большой землёй" была восстановлена с помощью ледовой дороги.
Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.
"Дорога жизни" действовала с 22 ноября 1941 г. до окончательного снятия блокады в январе 1944 г.
В первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. По ней было завезено в Ленинград более 361 тыс. т различных грузов, в основном продовольствие - 262,5 тыс. т лечебно - укрепляющие средства, важные хозяйственные товары, фуражные грузы, боеприпасы.Эвакуировано было более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.
За период второй навигации с 23 мая 1942г. было перевезено в обоих направлениях свыше миллиона тонн грузов. Для подачи в город горючего по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.
С 19 декабря 1942г. возобновила работу автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943г. (101 день).


Учитель.
Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки.
(Брат и сестра в ожидании матери.)


Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,

·Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей...

Учитель:
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
Таня: Как это верно: нет ни страха, осталась одна ненависть к фашистам: они думали, что мы испугаемся и сдадимся, не на таких напали: не видать им нашего Ленинграда! Нас осталось всего двое, я веду записи о своей семье – пусть знают о нас, о тех, кто жил и еще живет в самом лучшем городе на свете!
Голос по радио: Внимание, внимание! Воздушная тревога! Начинается артобстрел! Всех просим спуститься в бомбоубежище! ( Слышен зву артобстрела, Таня поднимает братика, берет чемоданчик, уходят)
(На сцену выходят девочки. В руках у них лист ватмана – увеличенная копия странички из записной книжки Тани Савичевой. Они по очереди читают записи: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.», «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.», «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.», «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.», «Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г.», «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»). (Стук метронома).
Учитель:
Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и вскоре она умерла.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским, Плакали люди, строчки читая. Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник - это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница. "Вновь не должно это все повториться".

Допрос Вани Солнцева.
(Стол, за которым сидели офицер и женщина. На столе компас и букварь
с раскрытой страницей Ваниного плана).
Женщина (одевает очки, высморкалась в маленький кружевной платочек):
Поди сюда, мальчик, и отвечай на все мои вопросы. Ты меня понял?
Я буду тебя спрашивать, а ты отвечай.. Не так ли? Договорились?
(Ваня стоит, покачиваясь, со связанными руками).
Женщина (быстро, по – немецки):
Развяжите паршивцу руки!
(по – русски, с улыбкой):
Развяжите ребёнку руки. Он обещает исправиться. Он больше не будет драться с нашими солдатами и кусать их. Он погорячился. Не так ли, мальчик?
(Ване развязывают руки, но он стоит, низко опустив голову.
Женщина:
А теперь, мальчик, подойди к нам поближе. Не бойся нас. Мы только будем тебя спрашивать, а ты только будешь нам отвечать. Не так ли? Итак, скажи нам: кто ты таков как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?
Ваня (угрюмо, не поднимая глаз):
Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Насилу нашёл. Целый день и целую ночь мотался. Заблудился. Сел отдохнуть. А ваши солдаты стали меня бить. За что?

Женщина:
Ну, ну, мальчик. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты исполняли свой долг. Кто ты таков, откуда, где твои родители – отец, матушка?
Ваня:
Я сирота.
Женщина:
О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?
Ваня:
Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (страшная, застывшая улыбка на его лице, он пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком.
Женщина:
Да, да. Такова война. Это очень печально. Бедный мальчик! Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хорошее детское учреждение. Ты этого хочешь, не так ли?
Офицер ( барабанит по лбу, говорит по-немецки):
Фрау Мюллер, перестаньте разводить антимонию. Это никому не интересно. Мне нужно знать, откуда у мерзавца компас и кто его послал снимать схему нашего укрепления.
Женщина:
Сию минуту, господин майор. Но вы не знаете души русского ребёнка, а я её хорошо знаю. Можете на меня положиться. Сначала я проникну в его душу, завоюю его доверие, а потом он мне всё сам скажет. Можете мне поверить. Я десять лет жила среди этого народа.
Офицер:Хорошо. Только не разводите антимонию. Мне это надоело. Скорей проникайте в душу, и пусть негодяй скажет, Кто дал ему компас и научил снимать схемы наших военных объектов. Действуйте!
Женщина:
Итак, мальчик, ты видишь сам, что я тебя люблю и желаю тебе блага.Мои родители – мой папа и моя мама – долгое время жили в России, и я сама прожила здесь более десяти лет. Ты видишь, как я говорю по-русски? Ты вполне можешь мне доверять. Будь со мной откровенным, как со своей тётушкой. Не бойся. Называй меня своей родной тётушкой. Мне это будет только приятно. Итак, скажи нам, мальчик, откуда ты получил этот компас?
Ваня:
Нашёл.
Женщина:
Ай-ай-ай! Нехорошо обманывать свою тётушку, которая тебя так любит. Итак, подумай ещё раз и скажи, откуда у тебя этот компас.
Ваня:
Нашёл.
Женщина:
Можно подумать, что здесь компасы растут, как грибы.
Ваня:
Кто-нибудь потерял, а я нашёл.
Женщина:
Кто же потерял?
Ваня:
Солдат какой-нибудь.
Женщина:
Здесь есть только немецкие солдаты. У немецких солдат имеются немецкие компасы. А этот компас русского образца. Что ты на это скажешь, мальчик?
(Ваня молчит)
Женщина:
Молчишь? Прекрасно. Я понимаю. Ты не хочешь выдать людей, которые дали тебе этот компас. Ты умеешь молчать Это делает тебе честь. Но люди, которые дали тебе компас, нехорошие. Очень нехорошие. Они преступники. А ты знаешь, что обычно делают с преступниками? Пожалей себя! Скажи нам, кто дал тебе этот компас?
Ваня:
Никто.
Женщина:
А откуда он у тебя?
Ваня:
Нашёл.
Женщина:
Хорошо. Я тебе верю. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?
Ваня:
Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете.(Утирает рукавом нос)
Женщина:
Подойди-ка сюда. Поближе. Не бойся. Я ведь тебя не бью. Кому принадлежит эта книга?
Ваня:
Чего принадлежит? (захныкал) чего вы меня спрашиваете, не пойму!
Женщина (теряя терпение):
Чья это книга?
Ваня:
Букварь-то?
Женщина:
Да. Букварь. Чей он?
Ваня:
Мой.
Женщина:
А рисовал на нём кто?
Ваня:
Чегой-то рисовал?
Женщина:
Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?
Ваня (хнычет):
Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделал?
Женщина (кричит):
Иди сюда, говорю тебе!
(Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.)
Вот это. Кто рисовал?
(Ваня молчит)
Кто это рисовал?
Ваня:
Не знаю.
Женщина:
Ты не знаешь?
( лицо её покрывается пятнами и становится багровым. Она внезапно хватает Ваню за уши и с силой поворачивает его лицо вверх):
Открой рот. Я тебе приказываю! Сию же минуту открой рот и покажи язык!
(Ваня понял и сжал зубы. Тогда немка стиснула его и стала указательными пальцами раздвигать ему рот. Ваня вскрикнул отболи и на мгновение показал язык)
Женщина (брезгливо вытирая о вязаную юбку свои толстые красные пальцы):
Теперь мы знаем! Итак, мальчик, мы тебя будем спрашивать, а ты отвечай. Не так ли? Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты меня понял? Ты получишь трёх опытных провожатых и покажешь им дорогу.
Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой):
Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.
Женщина (тихо):
Говори.
Ваня (ещё тише):
Не скажу
(Ваню бьют и волокут)
Женщина:
Ничего, скажешь, мой голубчик. Три дня не давать воды и пищи, заговорит, как миленький!
(Слышен звук артобстрела, немцы поднимают головы наверх и быстро в панике выбегают).
Девочка:
Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи Н-ского артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.
.
Дух Ленинградцев, их волю к жизни поддерживали поэты и писатели , артисты и композиторы . Многие из них не только покинули город , но и продолжали активно работать . Их творчество помогало выжить . Д. Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века . Назло войне и во имя сохранения русской культуры , в Ленин граде под свист снарядов и грохот орудий Д. Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию . Если
быть точнее , то в блокадном городе были созданы первые 3 части . Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации , то финал написан в Куйбышеве . Затем ноты были добавлены на самолете в Ленинград , где ее исполняли полуголодные , замершие музыканты . Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом , в Нью - Йорке , летом 1942 года .После исполнения «Ленинградской симфонии» один из американских журналистов
написал: « Какой дьявол может победить народ , способный создавать музыку , подобную
этой ! »
За мужество и героизм, проявленные в войне городу Ленинграду присвоено звание « Город герой ». Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).
.
Ученик
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Слайд 87
Ученик
Песню свою, отправляя в полет, -
Помните!
Ученик
О тех, кто уже никогда не споет,-
Помните!
Слайд 88
Ученик
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Ученик
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
Слайд 89
Ученик
К мерцающим звездам ведя корабли,
О погибших помните!
Ученик
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Слайд 90
Ученик
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Ученик
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю!
Помните!









13PAGE 15


13PAGE 14115