Обобщающий материал «Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе»


Д. А. Мальцева
Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и восприятие им окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных в школах индустриально развитых стран, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения. Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников. Поэтому целью нашего исследования стало определение педагогических условий использования компьютерных технологий в начальной школе как средства развития познавательного интереса учащихся.
Объектом исследования явился процесс обучения в начальной школе с использованием компьютера, а предметом - педагогические условия использования компьютерных технологий в начальной школе как средства развития познавательного интереса учащихся.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение: процесс развития познавательного интереса младших школьников будет протекать наиболее эффективно, если организация процесса обучения в начальной школе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий учитывает возрастные особенности младших школьников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития.
Для достижения цели исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента нами выявлялся исходный уровень познавательного интереса учащихся. Диагностика проводилась в двух классах: 3 «А» и 3 «Б». Результаты констатирующего эксперимента показали, что в 3 «А» классе больше учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса, поэтому мы взяли этот класс в качестве экспериментального. Поэтому целью следующего этапа эксперимента стала разработка и реализация серии уроков с использованием компьютерных технологий, направленных на развитие познавательного интереса учащихся.
На формирующем этапе проводились уроки литературного чтения с применением компьютерных технологий. На уроках использовались мультимедийные презентации, аудиозаписи произведений, например: В. Драгунский «… бы», «Дымка и Антон» и др.; мультфильмы по произведениям, например: Ю. Мориц «Любимый пони», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Все в порядке» и т.д.
С целью проверки эффективности реализованных занятий был проведет контрольный эксперимент. Его результаты показали повышение уровня развития познавательного интереса в экспериментальном классе. Мы считаем, что этому способствовала реализация проведенных занятий с использованием на уроках компьютерных технологий, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, процесс развития познавательного интереса младших школьников протекает наиболее эффективно при организации процесса обучения в начальной школе с использованием компьютерных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.