РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение МДК 01.01.3. Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста Специальность: 31.02.01 « Лечебное дело»


МИНСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«сАТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
Директор ГБОУ СПО
«Саткинский медицинский техникум»
___________________Н.М. Исламова «____»_____________________2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
МДК 01.01.3. Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста
Специальность: 31.02.01 « Лечебное дело»
Сатка2016г
Одобрена Составлена в соответствии Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности Лечебное дело 31.02.01.
Председатель ЦМК Заместитель директора по УР
________________ ___________________________
«___»________20___г. «___»__________________20___г
Автор: преподаватель Крохина Т.В.
ГБОУСПО «Саткинский медицинский техникум»
Рецензент:___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Здоровый человек и его окружение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01. Лечебное дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина профессионального цикла, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
периоды жизнедеятельности человека;
анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
значение семьи в жизни человека.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 40
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе: 30
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
работа с дополнительной литературой;
составление словаря медицинских терминов по данным основной и дополнительной литературы; работа с компьютерными обучающее-контролирующими программами;
составление тестовых заданий; составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины; выполнение учебно-исследовательской работы; создание видеоматериалов;
подготовка реферативных сообщений, докладов. Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение
МДК 01.01.3. Изучение здоровья мужчин и женщин зрелого возраста
Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
Раздел 3.
Изучение здоровья мужчины и женщины зрелого возраста. 90 Тема 3.1
Период юношеского возраста
Содержание учебного материала 2 1.
Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности человека юношеского возраста. Основные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. 3
Лабораторные работы - Практические занятия 4 1. Период юношеского возраста. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся4
1. Составление планов обучения рациональному и адекватному питанию. 2. Составление планов обучения поддержанию адекватной двигательной активности. 3. Составление планов обучения поддержанию безопасности. 4. Работа с дополнительной литературой. 5. Работа с компьютерными обучающими программами. 6. Создание презентаций по теме занятия. Тема 3.2 Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте Содержание учебного материала 4 1.
Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности и различия мужчин и женщин зрелого возраста. Репродуктивная система мужчин и женщин в зрелом возрасте. Универсальные потребности человека зрелого возраста, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. 2
Лабораторные работы - Практические занятия 8 1. Репродуктивная система мужчин и женщин в зрелом возрасте. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся6 1. Составление планов обучения рациональному и адекватному питанию. 2. Составление планов обучения поддержанию адекватной двигательной активности. 3. Составление планов обучения поддержанию безопасности. 4. Составление бесед о вредных привычках и их влияние репродуктивную функцию человека. 5. Работа с дополнительной литературой. 6. Работа с компьютерными обучающими программами. 7. Создание презентаций по теме занятия Тема 3.3
Здоровье семьи Содержание учебного материала 4 1. Понятие семьи. Типы, этапы жизненного цикла, основные функции семьи. Характеристика основных функций семьи. Права членов семьи. Значение семьи в жизни человека. 3
2. Возможные медико-социальные проблемы семьи. Планирование беременности. Последствия искусственного прерывания беременности. Современные методы контрацепции.
Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения. 2
Лабораторные работы - Практические занятия 4
1. Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи. Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся6 1. Эссе на тему влияния семьи на здоровье человека. 2. Составление планов бесед о вреде абортов. 3. Работа с дополнительной литературой. 4. Работа с компьютерными обучающими программами. 5. Создание презентаций по теме занятия. 6. Просмотр видеофильмов по теме занятия. Тема 3.4
Период беременности и родов Содержание учебного материала 6 1. Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности беременной. 3
2. Внутриутробное развитие. Процесс оплодотворения и развития эмбриона и плода. 2
3. Влияние вредных факторов на развитие эмбриона и плода. Понятие о перинатальной психологии. 3
4. Физиология беременности. Гигиена и питание беременной. Признаки беременности. 3
5. Диагностика беременности, диспансеризация беременных. Подготовка беременной и ее семьи к родам. Дородовые патронажи. 2
Лабораторные работы - Практические занятия 16 1. Внутриутробное развитие человека. Оплодотворение. Развитие эмбриона и плода Влияние вредных факторов на развитие эмбриона и плода. 2. Физиология беременности. Гигиена и питание беременной. 3. Диагностика беременности, Диспансеризация беременных. Подготовка беременной и ее семьи к родам. 4. Физиологические роды. Проблемы роженицы. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся10 1. Составление планов дородовых патронажей. 2. Составление планов обучения питанию, безопасному поведению беременной, подготовке к родам. 3. Реферат на тему «Влияние вредных факторов на плод. 4. Составление рекомендаций беременной женщине по режиму дня, питанию; обучение специальным физическим упражнениям. 5. Составление бесед вредные привычек и уродства. 6. Работа с дополнительной литературой. 7. Работа с компьютерными обучающими программами. 8. Создание презентаций по теме занятия. Тема 3.5 Климактери-ческий период в жизни женщин и мужчин Содержание учебного материала 4 1. Понятия «климакс», «климактерический период», «пременопауза», «менопауза», «постменопауза». Причины возникновения климакса. Изменения, происходящие в организме женщины и мужчины в климактерическом периоде. Особенности протекания климактерического периода у женщин и мужчин. 2
2. Возможные проблемы женщин и мужчин в течение климактерического периода и пути их решения. Значение здорового образа жизни в профилактике климактерического синдрома. Лабораторные работы - Практические занятия 8 1. Климактерический период в жизни женщин и мужчин. Значение здорового образа жизни в профилактике климактерического синдрома. 3
Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся4 1. Составление рекомендаций по питанию, режиму дня, гигиене человека в климактерическом периоде. 3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов:
педиатрии с доклинической практикой, акушерства и гинекологии с доклинической практикой, терапии с доклинической практикой. Мастерских – нет, лабораторий – нет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
мебель и стационарное учебное оборудование;
аппараты и принадлежности к ним;
медицинское оборудование и инструментарий;
хозяйственные предметы;
предметы ухода и самоухода;
лекарственные препараты;
медицинская документация;
литература;
учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи, плакаты, фотографии, фотоснимки, рентгеновские снимки, схемы, таблицы, макропрепараты, микропрепараты, др.); информационный фонд (контролирующие программы, обучающие программы, электронные учебные пособия, кинофильмы);
документация.
Технические средства обучения:
компьютер;
мобильный компьютерный класс;
мультимедийный проектор;
экран;
кодоскоп;
видеомагнитофон;
DVD-проигрыватель;
видеокамера;
фотоаппарат.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской – нет
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории – нет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
Дзигуа М.В., Лунякина Е.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Учебное пособие. – М: АНМИ, 2005.
Крюкова, Д.А. Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение» Ростов – на – Дону, Феникс,2008.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – Учебник. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Медицина», 2008.
Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Оганова Р.Г. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. Денисова И.Н.,. Баранова А.А. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
Филатова С.А. Геронтология. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://fgou-vunmc.ru ГОУ «ВУНМЦ РОСЗДРАВА» — Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
http://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации
Дополнительные источники:
Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. Вялкова А.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).
Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Руководство для средних медицинских работников / Под ред. Никитина Ю.П., Чернышева В.М. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Методы контроля знаний:
устный;
письменный;
решение проблемно-ситуационных задач
тестирование;
оценка выполнения практических умений;
Формы контроля знаний:
индивидуальный;
групповой;
комбинированный;
самоконтроль;
фронтальный.
Умения оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Физиологическое развития человека в разные возрастные периоды»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки по созданию презентаций, написания рефератов, работе с электронными пособиями и др.;
выполнения практических действий по оценке параметров физиологического развития;
решение ситуационных задач.

Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему : «Проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
выполнения практических действий;
экспертная оценка исследовательской работы.
Обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Планирование семьи»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
выполнения практических действий по составлению текста бесед на темы укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи;
выступления с беседами по вопросам укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах.
экспертная оценка исследовательской работы.
Знания:
содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни» Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед.
Основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Факторы риска развития болезней »;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед.
Периоды жизнедеятельности человека Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Периоды жизнедеятельности человека»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
экспертная оценка исследовательской работы.
Анатомо-физиологические и психологические особенности человека. Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Анатомофизиологические особенности человека»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
экспертная оценка исследовательской работы.
Основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Периоды жизнедеятельности человека»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
экспертная оценка исследовательской работы.
Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды»;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
экспертная оценка исследовательской работы.
Значение семьи в жизни человека Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
экспертной оценки на экзамене;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов, презентаций, бесед;
экспертная оценка исследовательской работы.