Опыт работы заместителя заведующего МБДОУ ДС №1 Е.Д.Григорьевой. Челябинская область, город Озёрск

Челябинская область, Озёрский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»






Опыт работы заместителя заведующего
МБДОУ ДС №1 по ул. Музрукова, 28а
Григорьевой Екатерины Дмитриевны











ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

«Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» Г. Гете
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение, человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной среды – условий жизни всего живого на планете. Насущной задачей стало принятие мер по сохранению, защите от загрязнения и разрушения, всего генетического разнообразия живых существ.
Психологи и педагоги утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Дошкольный возраст является особым периодом в жизни ребёнка. Ребёнок, познавая мир, формируется как личность, как индивид, как частица огромного мира. Именно в этот период формируются основы миропонимания и взаимоотношений личности в системе ''человек – природа''. Прежде всего, ребенок должен понять, как человек воздействует на животных и растительный мир, как должен вести себя, чтобы сохранить природу и почему не имеет право нарушать закономерности природы - а это уже является экологической культурой. Чтобы воспитать экологическое сознание, взрослые, педагоги должны сами понимать экологические проблемы и их причины, быть готовыми изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ДС №1 города Озёрска, Челябинской области на протяжении 7 лет работает над задачей создания условий для формирования у дошкольников основ экологической культуры через воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для решения данной задачи на первоначальном этапе необходимо было изучить соответствующие парциальные программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Познаю мир» Т. Гризик, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с» Ивановой А.И, «Наш Дом – Южный Урал» Е.С.Бабунова, «Экологическое воспитание дошкольников» С.А. Николаева, «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» Пензулаева и другие».
Совокупный материал данных программ позволяет выполнить основные требования к экологическому воспитанию дошкольников: формирование экологической культуры, понимание проблемы загрязнения окружающей среды; обеспечение условий для развития эмоционально-положительного отношения к живой природе.
Началом экологического воспитания дошкольников явилось создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания. Для педагогов были проведены ряд консультаций и семинаров: «Экологические проблемы и причины их порождающие», «Создание условий для оздоровления детей дошкольного возраста в ДОУ», «Экологическая тропа в детском саду», «Красота – это то, что нас окружает», «Методы экологического воспитания», «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых», «Совместная деятельность взрослых и детей в процессе экологического воспитания», «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей».

Разработали основные составные части предметно – развивающей среды (ПРС) (приложение 1), систему взаимодействия педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Приложение 2)
Для планомерной и четкой работы в детском саду созданы условия для экологического воспитания детей с учетом возможностей помещений детского сада.
Оборудованы экологические уголки в группах, имеется большой методический материал и наглядные пособия, оформлены стенды, макеты, выставки экологической тематики, с учётом регионального компонента.

Система экологического воспитания, реализуемая в нашем ДОУ направлена на:
установление реальных связей между ребёнком и окружающей его природой,
осознание ребёнком себя как части природы,
понимание ребёнком уникальности и ценности каждого объекта природы,
общекультурное развитие, построенное на синтезе интеллектуального, эстетического нравственного, речевого и физического компонентов.
Основной целью работы коллектива является: Воспитание социально-активной, экологически грамотной личности. Обозначенная нами цель конкретизируется в следующих задачах:
Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологического воспитания.
Модернизация условий, обеспечивающих реализацию экологического воспитания в ДОУ
Разработка механизма создания единого воспитательно-образовательного пространства на основе интеграции содержания интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей.
Освоение новых форм и технологий экологического воспитания дошкольников. При этом обеспечить условия для сохранения самоценности личности каждого ребёнка и нахождения способов его индивидуального роста.
Работа по экологическому воспитанию детей в нашем дошкольном образовательном учреждении строится на следующих принципах:
культуросообразности – раскрывает различные виды ценностей, место личности в культуре и её проявления в экологических видах деятельности,
интеграции – позволяет соединить в единое целое все компоненты педагогического процесса, делая его устойчивым и стабильным, с одной стороны, а с другой стороны, обеспечивает взаимопроникновение компонентов, создавая подвижность образовательному пространству.
индивидуализации – обеспечивает сохранение самоценности и развития личности.
диалогичности – позволяет реализовать содержание личностного взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности, при условии равноправия и партнёрства.

Условиями, способствующими реализации поставленной цели и задач выступают:
1.Совершенствование развивающей среды ДОУ выражающееся в:
актуализации природы родного края;
пополнение оборудованием уголков исследовательской деятельности;
организация зелёной зоны в группах в соответствии с биологическими особенностями объектов природы;
пополнение объектов на экологической тропе.
2.Научно-методические условия:
отбор содержания регламентированной и совместной деятельности детей и взрослых по воспитанию экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни;
разработка перспективно-тематических планов, конспектов занятий по экологическому воспитанию;
совершенствование модели взаимодействия педагогов МБДОУ по экологическому воспитанию;
разработка системы повышения квалификации педагогических кадров;
отработка критериев и уровней развития экологической культуры, воспитанности детей и педагогов;
внедрение в педагогический процесс современных технологий и методов экологического воспитания.
3.Взаимодействие с семьёй и социумом:
систематизация работы с родителями;
активная пропаганда экологических проблем и передового опыта работы по экологическому воспитанию, с целью актуализации данного направления;
4.Расширение нормативной базы МБДОУ:
разработка нормативных документов по организации экологического воспитания.
Содержание экологического воспитания в ДОУ реализуется на основе интеграции федерального, регионального компонентов образования и индивидуализации развития ребёнка на основе вышеизложенных принципов, в регламентируемой, самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности. При этом среда, в которой развивалась деятельность, помогает ребёнку проявлять свою активность, реализовывать творчество, совершенствовать коммуникативные навыки. Федеральный компонент обязательного экологического минимума представлен программами «Юный эколог» С.Н. Николаева и «Наш дом – природа» Н. Рыжова. Региональный компонент представлен парциальной программой «Наш Дом – Южный Урал» Е.С.Бабунова. Индивидуализация экологического воспитания осуществляется через включение дошкольников в кружковую работу. При этом каждый ребёнок выбирает своё направление познания или деятельности, способы достижения своих результатов. Проективную цель индивидуализации экологического воспитания дошкольников мы видим в разработке индивидуальных программ развития, которая может включать в себя: индивидуальную характеристику ребёнка, его интересы и увлечения, яркие особенности характера, специфическое содержание увлечений, формы организации индивидуальное работы, сферы применения способностей ребёнка в жизнедеятельности группы и др.
Содержание экологического образования в МБДОУ реализуется:
в регламентированной деятельности с подгруппой детей с учётом уровня развития дошкольников. При этом приоритет отдаётся учебно-игровой модели, проблемно-поисковой, экспериментально-исследовательской. Широко используются моделирование и ТРИЗ как средство развития мышления, способности прогнозирования. Организация культурно-экологических путешествий, ''погружение в историю, решение проблемных ситуаций, всё это находит место в воспитательном процессе МБДОУ. Использование диалога в воспитании и обучении, развивающих технологий позволяет сделать педагогический процесс разнообразным, интересным, ненавязчивым;
в совместной деятельности педагога и дошкольника. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка обуславливает выбор методов и технологий, их взаимосвязь и дополнение, временное воздействие. Ориентир на зону ближайшего развития обеспечивает саморазвитие личности дошкольника, корректировку его ценностей. Этому способствует ведение дневников наблюдений за природой и её объектами.
При построении развивающей среды педагоги нашего учреждения учитывают реализацию всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.
Свою работу по проблеме развития экологической культуры мы начали с создания экологического паспорта, где собрали информационный и наглядный материал о местонахождении детского сада, о его окружении, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада, а также за его территорией. Были разработаны маршруты в природу, экологическая тропа. Выбрано место для теплицы. В природных уголках представлено многообразие видов комнатных растений. Здесь дети, под руководством педагогов, осуществляют уход, наблюдение за развитием растений изучают их особенности, приспособленности к определённым условиям среды, т.е. активизируется познавательная деятельность ребёнка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни.
В детском саду для познавательной, эстетической, обучающей деятельности созданы модели некоторых экосистем с учётом принципа научности:
Метеоплощадка
Пруд
Космос
Русская изба

В каждой группе имеется уголок детского творчества, где собраны поделки, сделанные руками детей, с педагогами и родителями из природного, бросового материала, из бумаги, ткани и т.д.


Постоянно пополняются наглядные пособия (карты, схемы, таблицы), используемые в деятельности с детьми.
В группах также созданы условия для развития предметной экологической среды с учётом возрастных особенностей, интересов детей. Так, в уголках имеются дидактические игры разного содержания и тематики по развитию экологической культуры; календари природы, календари наблюдений.

В старших группах дети вместе с воспитателями создают разнообразные модели, схемы, работают по опорным карточкам.

Очень увлечённо дети занимаются с макетами экосистем «Африка», «Австралия», «Северный полюс», «Древний мир». Любят «отправляться в путешествия» по материкам, странам, морям и океанам, используя глобусы, карты (имеются карта Мира, России, Челябинской области, экологические карты).
В старших группах оборудованы мини - лаборатории с объектами неживой природы (вода, песок, глина, камни, уголь, мел) для экспериментальной и опытнической деятельности.
Качество работы нашего коллектива было отмечено почётными грамотами Управления образования Озёрского городского округа в ежегодных конкурсах «Город Озёрск – город цветов».

Работа с детьми проводится не только в помещении МБДОУ детского сада, но и на территории. На земельном участке есть игровые и спортивные сооружения, огород, много цветов, разнообразные деревья (ель, тополь, рябина, клён). Все это создавалось усилиями всех поколений сотрудников, работавших в учреждении. И сегодняшний коллектив много трудится на участке, чтобы растения были здоровыми, плодоносящими, чтобы каждый месяц расцветали определенные цветы. На каждой площадке развешиваются кормушки для птиц.
На территории имеется экологическая тропа. Экскурсии по этой тропе дает возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях. Детям эти экскурсии по экологической тропе приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей русской природе, национальным традициям, художественно эстетические представлениям окружающего мира.
Важное значение в экологическом воспитании детей воспитатели придают проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, проходящих в живой и не живой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.
Огромную роль в экологическом воспитании детей, формирования представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, из изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять устанавливать их причину и временную взаимосвязь.
Воспитатели широко используют в работе стихотворения, рассказы о народных приметах, меткие народные названия природных явлений, растений.
В каждой возрастной группе есть экспериментальные участки, где проводится опытническая работа. Для закрепления впечатлений, знаний, полученных на экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические досуги, праздники, «Прогулка в лес», «День Земли», «Праздник Ивана-Купала», «Осенины». Дети сочиняют сказки и рассказы о разных явлениях природы.

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Понимая, что без родителей в нашей работе невозможно заложить фундамент экологической культуры, мы видим в качестве основных идей воспитательной работы изменения в системе: воспитатель - ребенок - родитель. Поэтому мы стали проводить ежемесячно консультации для родителей и приглашать их на занятия.

Ежегодно в детском саду проводятся общие родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. Родители вместе с детьми весной трудятся на участках детского сада (вскапывают клумбы, окапывают деревья, благоустраивают территорию). В течение года проводим открытые показы работы с детьми. Дети вместе с родителями рисуют дома и изготавливают поделки из природного материала. Привлекаем родителей к участию в проведении наших праздников.

Ведется работа по экологическому направлению с другими организациями города:
Ежегодно проводится концерт учащихся ДМШ (детской музыкальной школы) в детском саду, во время которых дети слушают музыкальные произведения, изображающие различные явления природы, зверей, птиц, различные времена года.
Во время посещения детской библиотеки дети знакомятся с творчеством писателей, поэтов, пишущих о природе, о животных и растениях, воспитывается любовь и заботливое отношение к природе.
В городском детском эколого-биологическом центре дети знакомятся с условиями содержания птиц, животных, их привычками, питанием, наблюдают за повадками питомцев.

По мере изменения экологической среды, накопления опыта, работа по экологическому воспитанию совершенствуется: меняются формы работы, большое значение уделялось исследовательской работе; разрабатывались и апробировались новые технологии.
Работа коллектива по экологическому воспитанию дает хорошие результаты: наши дети умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за животными и растениями, ставить опыты, делать выводы. Дети понимают уникальную ценность для всех окружающей их природы – как материальную, так и духовную.


Приложение 1
Система работы по экологическому воспитанию в МБДОУ ДС № 1 Направления организационной работы руководителя МБДОУ ДС по ул. Музрукова, 28а
Организация всего воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
Сотрудничество с администрацией МБДОУ ДС №1;
Повышение квалификации кадров в области экологического образования;
Составление дизайн-проекта учреждения, экологизация окружающей среды;
Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, дидактического материала и игрушек);
Организация работы с родителями;
Координация работы с другими учреждениями;
Связь со школой.
Направления методической работы руководителя:
ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;
выбор программы и методики;
определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве ДОУ, его связи с другими направлениями,
контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;
мониторинг деятельности всего коллектива;
участие в экологизации предметной среды;
участие в распространении ППО;
участие в диагностике детей и анализе результатов;
проведение методических семинаров для членов коллектива;
руководство составлением «Экологического паспорта»;
организация работы с родителями по проблемам экологического образования;
обобщение результатов работы.
Направления работы педагога-психолога:
психологическая поддержка работы по экологическому образованию;
анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей;
целевой анализ детской деятельности;
участие в диагностической работе по разделу;
составление рекомендаций по работе с детьми;
работа с родителями.
Направление работы музыкального руководителя:
проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
участие в интегрированных занятиях;
разработка сценариев, подготовка развлечений, экологических праздников;
подбор музыкальных произведений по определённым темам;
музыкальное сопровождение экологических игр, постановок и т. д.;
использование фольклора в целях экологического образования. Направления работы инструктора по физическому воспитанию:
включение в занятия игр с экологической направленностью;
участие в эколого-оздоровительной работе: походы по экологической тропе, целевые экскурсии и т. д.;
участие в организации и проведении экологических праздников;
участие в интегрированных занятиях;
обучение по ОБЖ;
работа с родителями.

Направления работы воспитателя:
экологизация деятельности дошкольника в группах;
участие в реализации отдельных экологических проектов;
создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, экспериментирования, подбор литературы, фотографий, природного материала и т. д.;
подбор растений, животных и уход за ними совместно с детьми;
проведение наблюдений на прогулках и в группе, фиксация наблюдений в календаре природы. Чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки, экспериментирование с природным материалом, рисование, лепка и т д.;
работа с родителями;
участие в диагностике по разделу;
участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта ДОУ»;
иллюстрирование детьми творческих проектов;
проведение интегрированных занятий;
создание картинной галереи и выставочных уголков;
подбор произведений искусства по проблеме;
участие в проведении экологических занятий, изготовление поделок из природного материала;
участие в подготовке экологических праздников (изготовление масок, костюмов и т д);
изготовление оборудования для экологической тропинки.

Экологизация предметно-развивающей среды Цель: создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического образования создает условия для:
познавательного развития ребенка;
эколого-эстетического развития;
оздоровления;
формирования нравственных качеств;
формирования экологически-грамотного поведения;
экологизации различных видов деятельности.



Приложение 2
Основные составные части ППС
Элементы ПРС
Функциональная роль
Формы и методы работы

Территория ДОУ (ландшафтные, архитектурные объекты)
Эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы
Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников

Экологическая тропинка
Познавательная, оздоровительная. Развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильны общением с природой
Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомств с природными объектами, игры, театрализованные занятия. Практическая деятельность (уход за растениями и т. д.). Исследовательская деятельность.

Огород - ягодник
Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности, оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения
Уход за растениями, наблюдения, выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Живой уголок в городском БЭМЦ
Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живой природой, воспитание бережного отношения к ней
Наблюдения, уход за растениями, животными

Природные уголки в группах (экспериментальные, выставочные)
Познавательная, эстетическая; эмоциональное и интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы
Самостоятельные исследования, игры, общение с живой природой и уход за цветами, тематические выставки детских работ

Музыкальный и






Физкультурный зал
Эколого-эстетическая
Эколого-эстетическая, эмоциональная, развитие фантазии, речи, актерской речи через участие в постановках

Оздоровительная, игровая, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие
Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных тематических занятий


Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы




Экологическая тропинка:
Организация, оформление и содержание работы Экологическая тропинка в МБДОУ выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Этапы создания экологической тропинки:
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – того, кто будет давать задания и приглашать в гости.
Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта.
Изготовление табличек и рисунками, подписями для точек маршрута.
Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений: План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, закрепляется вначале тропы. Возле каждого объекта выставляется табличка с названием точки (можно использовать символы и рисунки). При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Организация работы с детьми: Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Выбор объектов наблюдения зависит от поставленных целей, поэтому могут использоваться не все точки. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе сопереживания всему живому.
Рисунок 115