Опыт работы заведующего МКДОУ «Детский сад №6» г. Алагир


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6» г.Алагир




Проект по благоустройству территории детского сада.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»г.Алагир
Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
«Участок детского сада - место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей»
Руководитель проекта: Марзоева Альбина Петровна – заведующий МКДОУ «Детский сад №6» г.Алагир.
Технологическая карта проекта
Содержание
Название проекта: «Территория детского сада - место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей»
Тип: Практико-ориентированный
Вид: Творческий
Основное направление: Гуманизация среды МКДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;
Сроки реализации проекта: 2013- 2017 г. (5 лет)
Руководитель проекта: Заведующий Марзоева Альбина Петровна
Участники проекта: Педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, общественность.
Основания для разработки проекта Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.
Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.
Задачи
1. Оборудовать участок МКДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
2. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.
3. Улучшить художественное оформление участка МКДОУ.
4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
5. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности.
6. Развивать креативность у сотрудников МКДОУ, родителей и воспитанников.
Стратегии реализации проекта
• Создание среды для ознакомления с природой нашего края;
• Создание своего «образа» территории МКДОУ №6 ;• Создание комфортных условий для развития личности ребенка;
• Активизация творческого потенциала педагогов и родителей;
• Создание единого пространства детей, педагогов, родителей.
Ожидаемые результаты благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности МКДОУ;
создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек;
привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в районе;
повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) . Содержание
Введение
1. Анализ состояния участка детского сада и существующих проблем
2. Образ будущего территории детского сада
3. План реализации проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Принципы, методы и формы работы в ходе проекта
6. Финансовое обеспечение проекта
7. Значимость проекта
8. Перспективы на будущее
9.Фото МКДОУ «Детский сад №6»
Введение
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности.
Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение качества воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.
С 2012 года в МКДОУ «Детский сад №6» инновационная деятельность реализуется через групповые тематические проекты, включающие работу педагогов с детьми по основным направлениям: художественно - эстетическому, физкультурно-оздоровительному, экспериментально - исследовательскому или социальному.
Актуальность
В соответствии с ФГТ и введением комплексно- тематического планирования в образовательный процесс с дошкольниками педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов. За 2012-2013 учебный год внедрения в МКДОУ проектного метода апробировано, разработано и реализовано масса проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.
В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Такую интеграцию и представляет собой проектный метод.
Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды МКДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка.
Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.
Создание данного проекта ставило следующую цель: инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно - образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности через изменение среды участка детского сада.
Проект «Территория детского сада- место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей » - это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в конкретном дошкольном учреждении.
Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.
1. Анализ состояния участка детского сада и существующих проблем.
Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одёжке. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.
Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, хозяйственная зона, цветник, огород, ягодник. Территория имеет ухоженный вид.
Эстетическая зона: На каждом прогулочных участках имеются цветочные клумбы, созданные из автомобильных покрышек.
Проблема: Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать установку цветочниц у входа детского сада и более интересно оформить (выложить плитку или заасфальтировать) дорожку вдоль аллеи из кустарников и саму территорию у центральных и запасных входов для повышения интереса детей к посещению детского сада.
Физкультурно-спортивная зона – важная часть территории МКДОУ. Она представлена спортивной площадкой. На прогулочных участках имеются снаряды для лазанья и подлезания, разнообразные турникеты. На участке старшей группы имеются пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия.
Проблема: Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку волейбольной сеткой, а участки элементами для игры в футбол, баскетбол, метании мяча в цель.
Зона отдыха. На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей. Нет теневых навесов (которые были устранены в связи с непригодностью), где можно спрятаться от солнца и дождя. Одно из любимых мест ребят – песочницы – могут быть не только квадратными. На участке над всеми песочницами не имеются зонтики от солнца.
Проблема: необходимо продумать установку солнцезащитных навесов, зонтов на участках всех возрастных групп. Создать оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой. На участке старшей группы для организации игр девочек требуется создать стол и скамейки.
Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Каждая грядка отмечена табличками. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, на табличках написаны названия растений или их изображение.
Проблема: Для ухода за растениями необходимо приобрести детские лейки и цапки, создать красивые вывески вместо старых.
На участке детского сада не оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: дорожная разметка с пешеходным переходом, круглая площадь. Эта площадка должна использоваться для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
Проблема: Во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, появились неровности, которые портят внешний вид и мешают движению детей и родителей. Необходимо заровнять поверхность малозатратными способами и силами.
Безопасность жизнедеятельности. Территория имеет ограждение по периметру. В ночное время территория освещается уличным фонарем. На участке детского сада много зелени. Вокруг детского сада - зеленое ограждение. Это защищает участки от пыли, очищают воздух. Осенью и весной производится обрезка кустарников. Центральная дорожка асфальтирована, но покрытие износилось. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.
Проблема: Для обеспечения безопасности детей требуется ремонт качелей и горок, закрепление всего оборудования для лазания детей.
В отведенном от здания месте находится хозяйственная зона, где установлен мусоросборник.
Проблема: Необходимо установить еще один мусоросборник, так как одного контейнера недостаточно.

2. Образ будущего территории детского сада
Игровые площадки
Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда веранды и участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления.
Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.
Одно из любимых мест ребят – песочницы – могут быть не только квадратными. Можно сделать большую песочницу, вокруг которой выкопан небольшой ров. Если ров наполняется водой, песочница превращается в своеобразный центр песка и воды для всех детей. Большая проблема – посещение песочниц домашними животными в выходные дни и ночное время. Ее могут решить закрывающиеся на ночь дверцы. В жаркое время над песочницей выставляется зонтик такой же раскраски. На каждой игровой площадке могут быть детского сада песочница и летний зонт окрашены в свой цвет.
Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с петухом, ветряк, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.
Огороды
Огороды – традиционные элементы территории ДОУ. Они бывают разными: огород овощных культур, фитоогород (огород лекарственных растений, огород злаков. Грядки можно расположить в форме цветка, параллельно друг другу, в форме бабочки, гусеницы или другого животного. С помощью растений можно создать национальный узор. Грядки обозначают по-разному, например, на табличках пишут названия растений или дают их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, можно привносить в название грядок личностный момент.
Традиционно огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Однако круг видов детской деятельности на таких участках может быть значительно расширен. Это и наблюдения, исследования почвы, растений, животных, использование игровых моментов, особенно если огород «принадлежит» сказочным героям. Симпатичные пугала и просто сказочные герои (в основном, дедушки и бабушки, колодцы и домики, плетни и лавочки превращают огород в особый уголок детского сада и служат декорациями для спектаклей, для труда и отдыха. Летние театры
В теплое время года праздники, как правило, проводятся на улице. На сцене летнего театра можно петь и танцевать, вручать награды, проводить конкурсы и просто играть в театр. Такой театр должен быть ярким и необычным. Хорошо, когда у него, как и у «взрослого» театра, есть свое название. Можно просто назвать театр «Летний театр», ведь используется он именно в теплое время года.
Местом для игры «в театр», «в сказку» могут стать и небольшой домик, невысокий плетень. Плетеный забор делает игровую площадку оригинальной, привлекательной и служит местом самостоятельного разыгрывания детьми сказок.
Домики, беседки
Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. Домики различной величины, формы и назначения могут располагаться непосредственно на игровых площадках, являться частью ландшафта или тематического уголка. В домиках удобно хранить инвентарь, игрушки, с которыми дети играют на прогулке.
Декоративные домики на клумбах и газонах, домики для игр, для детей и сказочных гномов – малые архитектурные формы очень разнообразны. Их можно ярко раскрашивать, украшать окна занавесками, высаживать на крыше растения и превращать каждый раз во что-то новое, например, в плывущий по морю корабль, в штаб спасателей. Ажурная беседка – любимое место для игр и отдыха.
В домиках можно разыгрывать сказки, играть самостоятельно. В таких местах особенно органично смотрятся различные фольклорные праздники, игры. В теплое время года здесь приятно устраивать чаепитие с детьми и родителями.
Уголки природных ландшафтов – это место для исследований, в частности сезонных наблюдений, для проведения народных праздников, игр, прогулок, для отдыха, для рисования на природе.
Уголки леса – это уголки относительно нетронутой природы, в которых много деревьев. При создании таких уголков важно помнить, что лес – это не только деревья. В разных лесах растут разные кустарники и травы (в еловых – одни, в березовых – другие, в сосновых – третьи). И если под елями растут ромашки, то это уже скорее парк, а не лес. В уголках леса могут быть свои «хозяева». Например, «в самой глуши» может скрываться домик на курьих ножках, а сама Баба-Яга – среди ветвей ели. В лесу можно поставить фигуры оленей, зайцев и других животных, главное, чтобы они действительно были похожи на настоящих.
Спортивные площадки
Спортивные площадки – важная часть оформления территории ДОУ. Ведь значительная часть занятий (там, где это позволяет климат) может проводиться на свежем воздухе. Футбольные поля, баскетбольные корзины, ямы с песком для прыжков, разнообразные турникеты и кольца для подлезания и пролезания – многие снаряды не так уж сложно создать. Даже обычное бревно и разные по величине и высоте древесные спилы могут служить неплохими спортивными снарядами.
Метеоплощадки, лаборатории
Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. И задача взрослых – поддержать его. Например, создать на территории летнюю лабораторию или метеоплощадку.
Лаборатория на территории детского сада может быть оформлена по-разному. Главное, чтобы в ней был разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать, и вода. В разных емкостях (это могут быть и старые протекторы автомобилей) находится материал для исследований: песок разного цвета, состоящий из песчинок разного размера, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки разных растений. Удобно, если рядом располагается стол, на котором можно размещать оборудование (лупы, дождемер и т. п., и скамейки для ребят. При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологической тропинки, фиксировать наблюдения. Для разных исследований в лаборатории выкладывают совочки, стаканчики из-под йогурта, тазики, ящик ощущений и т. п.
Метеоплощадка занимает, как правило, отдельный участок. Здесь располагаются приборы для измерения ветра. Во-первых, разные флюгеры, которые можно сделать с детьми, в том числе из бросового материала. Во-вторых, особая разноцветная «труба», похожая на шапочку Буратино – аналог оборудования, которое используется на аэродромах. Она помогает определить силу и направление ветра. Измерить силу ветра поможет еще один прибор. Прикрепите к довольно толстой веревке бумажные прямоугольники разной плотности – от толстого картона до тонкой салфетки. Если ветер раскачивает только салфетку, значит, он легкий. Если от его порывов качается даже картонный флажок, значит, на улице сильный ветер. Дождемер – это разрезанная пополам пластиковая бутылка, верхняя часть которой перевернута и вставлена в нижнюю. Для безопасности края дождемера покрывают изолентой или другим клейким материалом. На стенки бутылки можно нанести цветные деления, для старших детей – с цифрами, для малышей – в идее полосок разного цвета.
В теплое время года на метеоплощадке или в лаборатории можно разместить календарь природы. Игра с двумя деревянными кругами помогает узнать особенности времен года. Она состоит из двух деревянных кругов, между которыми помещены рисунки разных времен года. У верхнего круга, который передвигается относительно нижнего, отсутствует один сектор, в котором появляются разные фрагменты рисунка. Вращая верхний круг, ребенок находит нужное время года, сравнивает рисунок с реальным ландшафтом, называет месяцы этого времени года.
Солнечные часы могут быть разнообразными. Их может украсить изображение солнышка, вокруг «циферблата» можно посадить красиво цветущие (низкорослые) растения. Цифры можно писать на земле, выкладывать из разного природного и искусственного материала. На одной из представленных фотографий круг солнечных часов разделен на секторы, в которых с помощью пробок разного цвета (от пластиковых бутылок) выложены названия частей суток.
Своеобразный гигрометр, то есть прибор для определения влажности воздуха, можно сделать из шишек хвойных пород. В сухую погоду чешуи шишек открыты, во влажную закрываются. Таким образом растение сохраняет свои семена, защищая их от намокания. И заодно предсказывает погоду. Можно использовать на метеоплощадке и готовое оборудование: барометры, дождемеры, термометры.
Цветники.
Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных газонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.
Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, альпийские горки, рокарии, бордюры, миксбордеры, одиночно стоящие растения (солитеры, живые изгороди. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей.
На территории детского сада важно предусмотреть систему удобных дорожек, которые позволят детям подойти к клумбам, альпийским горкам и т. п. Дорожки можно посыпать песком, окрашенной древесной щепой, выложить камнем, плиткой. Пространства между плиткой можно, например, заполнить низкорослыми растениями.
Миксбордер – это смешанный бордюр, который красиво смотрится со всех сторон. Это довольно популярная форма посадки растений-многолетников. Его основой могут стать цветущие кустарники в сочетании с декоративными вечнозелеными растениями, которые дополняются различными многолетниками, однолетниками, луковичными растениями.
Разнообразные цветники делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха. Цветники часто имеют неправильную форму. Обычно в центре цветника выращивают самые высокие многолетники, по направлению к его краям высота растений снижается. Специалисты считают, что большое количество правильных форм на участке создает неприятное впечатление.
Монотонность газона нарушают отдельно стоящие красивые растения. Их еще называют солитерами. А отдельно стоящие вазоны с цветами нарушают монотонность стены или дорожки. В качестве вазонов используются самые разные вещи – старые горшки, бочки, телеги, пни. В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковичные растения, или какие-то отдельные крупные растения. Осенью их можно вносить в помещение.
Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, небольшие фонтанчики, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.
Дорожки здоровья
Что такое дорожка здоровья? Это, прежде всего, массаж стоп и закаливание. Значит, на дорожке должны быть представлены разные по форме и характеру поверхности материалы. Например, шишки сосны, ели, лиственницы, песок, камешки разного размера и разной степени шероховатости, пробки от пластиковых бутылок и другой материал, прежде всего, природный. В конце дорожки здоровья может быть небольшой водоем. По дорожке здоровья можно ходить босиком и в носках. Главное, чтобы дети от такой ходьбы получали удовольствие!
3. План реализации проекта
1 этап
1) детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
2) оформление экологического паспорта двора дошкольного учреждения (приложение)
3) составление карты - схемы создания участка ;4) разработка Положения о конкурсе по благоустройству территории детского сада среди педагогов и родителей;
4) изготовление табличек с рисунками, подписями для сада и огорода
6) привлечение родителей, общественности к благоустройству территории.
Этап
1) Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, создание игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;
- асфальтирование спортивной площадки и дорожек.
- создание зон эмоциональной разгрузки для детей (беседки, лавочки);
- создание «Поляны сказок» на территории детского сада из плоскостных и объемных фигур;
- обновление дорожной разметки, ремонт ограждения территории.
- создание зон для экспериментирования и проведения опытов с водой и песком;
2) Приобретение и установка солнцезащитных зонтов на участках всех возрастных групп.
3) Приобретение и установка волейбольной сетки на спортивной
площадке.
4) Установка крышек на песочницы.
5) Приобретение и установка арки для вьющихся растений;

3 этап
1) Проведение экологического праздника на участке детского сада и сюжетно-ролевых игр и драматизаций.
2) Проведение праздника по ПДД.
3) Обеспечение сохранности территории.
4) Создание фотовыставки по итогам работы над проектом.

4. Ожидаемые результаты.

благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности МКДОУ;
создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек (вертикальное, горизонтальное, ажурное, сплошное, смешанное, с использованием лианоподобных и вьющихся) ;привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;
повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
5. Принципы, способы, методы и приемы работы над проектом.
Создавая проект, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.
Способы, методы и приемы работы:
1. Создание в детском саду условий для познавательного развития детей:
развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
2. Организация мини-огородов на подоконнике в помещении детского сада: выращивание рассады цветов, лука. Подбор и размещение растений в уголках природы в соответствии с их биологическими особенностями.
3. Создание условий для труда детей и взрослых в уголке природы в группах детского сада.
4. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений в уголках природы, в огороде, цветнике и ягоднике.
5. Календари природы и их роль в познавательном развитии детей. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
8. Экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий.
9. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края.
10. Детские праздники познавательного и игрового содержания, разработка сценариев, проведение на участке детского сада.
11. Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером, лугом (поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
12. Предметно-пространственная среда участков младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи, с чем должны быть выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.
6. Финансовое обеспечение проекта.
Проект, представляемый нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОУ. Для обеспечения проекта финансами будут привлекаться спонсоры, Управление образования Алагирского района, добровольные пожертвования родителей.
7. Значимость проекта.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Результаты работы данного проекта должны оказать как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей, педагогов способствует формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Педагоги и родители, объединив усилия, создадут для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.
Таким образом, проект благоустройства поможет решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей. А также позволит осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольных учреждениях, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечения эстетики при благоустройстве территории МКДОУ.

8.Перспективы на будущее.
Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному предстоит много сделать. В перспективах на будущее - создание экологической тропы, дорожки здоровья, метеолаборатории, летнего театра. Конечно это планы не на один год. Но старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации проекта будет и поддержка общественности и учредителя.
Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!











ПРОЕКТ
ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ
ТЕРРИТОРИИ
ДЕТСКОГО САДА
МКДОУ «Детский сад №6»
г.Алагир
Руководитель проекта: Марзоева А.П.