Рабочая программа по литературе, 5 клас



Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с основной образовательной программой МАОУ СОШ №21 основного общего образования, утвержденной Приказом №198-О от 31.08.2015г. В учебном плане МАОУ СОШ №21 на изучение литературы на этапе основного общего образования выделено 455 часов, в том числе в 5 классе 105 часов (3 часа в неделю/35 учебных недель). УМК по литературе: Учебник по литературе для 5 классов в 2-х частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;Выпускник получит возможность научиться:анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни;
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок».
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети».
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе
«Муму». Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.)
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе».
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. «Никита». Быль и фантастика.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.
«Ради жизни на Земле…»
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы».
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы».
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера».
Джек Лондон. «Сказание о Кише»
МОДУЛЬ «ЖИВОЕ СЛОВО»
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Повесть временных лет» о древних славянах-язычниках.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор
Народная календарно-обрядовая и духовная поэзия: от Рождества до Пасхи.
«Живое слово» русских пословиц, поговорок, песен
Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРИТЧА И СКАЗКА: ОСВОЕНИЕ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ
Тематическое планирование
№ Тема Кол-во
часов
1. Введение. Книга в жизни человека 1
2. Устное народное творчество 5
3. Древнерусская литература 2
4. Литература 18 века 2
5. Литература 19 века 35
5.1. Басня как литературный жанр 1
5.2 И.А. Крылов 2
5.3. В.А. Жуковский 3
5.4. А.С. Пушкин 7
5.6. Русская литературная сказка 3
5.7. М.Ю. Лермонтов 2
5.8. Н.В. Гоголь 3
5.9. Н.А. Некрасов 3
5.10. И.В. Тургенев 4
5.11. А.А. Фет 1
5.12. Л.Н. Толстой 3
5.13. А.П. Чехов 1
5.14. Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе 2
6 Русская литература 20 века 27
6.1. И.А. Бунин 1
6.2. В.Г. Короленко 3
6.3. С.А. Есенин 2
6.4. П.П. Бажов 3
6.5. К.Г. Паустовский 3
6.6. С.Я. Маршак 2
6.7. А.П. Платонов 3
6.8. В.П. Астафьев 2
6.9. Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе 2
6.10. Писатели улыбаются 2
6.11 Поэты о ВОв 2
7 Зарубежная литература 13
7.1. Р.Стивенсон 1
7.2. Д. Дэфо 2
7.3. Х. Андерсен 4
7.4. Ж.Санд 1
7.5. М.Твен 3
7.6. Дж. Лондон 2
8 Промежуточная аттестация 1
9 Итоговый урок 1
10 Резерв 5
11 МОДУЛЬ "Живое слово" 15