Урок обучения грамоте на тему:Учимся читать и размышлять о прочитанном. Я. Пинясов «Хитрый огурчик». (1 класс)


Мжельская Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара
Конспект урока обучения грамоте.
1 класс.
Тема: Учимся читать и размышлять о прочитанном. Я. Пинясов «Хитрый огурчик».
Цель: Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Планируемые результаты урока:
личностные:
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
метапредметные:
Принимать учебную задачу
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи.
предметные:
работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить информацию о героях, вычленять события и устанавливать их последовательность.
Средства обучения: Персональный компьютер, интерактивная доска или проектор.
Учебник: Л.Е.Журова, А.О.ЕвдокимоваБукварь: 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.1 – М.; Вентана-Граф, 2014
Раздаточный материал: словарь настроений, план произведения.
Ход урока
Этап, цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1.Постановка целей урока.
мин.
–Учимся понимать и формулировать учебную задачу.
- Начинаем урок обучения грамоте.
- Чему мы учимся на уроках обучения грамоте?
-Сегодня мы будем учиться читать. Учащиеся рассказывают по данной схеме.
Читать и писать
– Узнаем, что значит уметь читать?
Этому мы сегодня будем учиться.
Итог: чему мы сейчас учились? Читают хором по слайду.
-Учились ставить цели урока. Читать –это
слышать
видеть
чувствовать.
понимать и рассказывать
2.Узнаём об авторе.
3 мин
- Учимся читать обложку книги, прогнозировать содержание по названию. Работа с обложкой.
- Перед вами обложка книги, которая вышла в свет более 50 лет тому назад. Её читали ваши бабушки и дедушки.
-О чём может рассказать обложка книги?
Автор
-Встречались ли вы с произведениями этого автора?
Название «Живые фонарики»
Что собрано в этой книге. Забавные истории, рассказы, загадки и сказки.
В этой книге находится произведение, которое мы сегодня будем читать.
- Откройте букварь на стр. 100 и прочитайте название.
-Как вы думаете, это рассказ или сказка? Чтобы узнать, надо прочитать.
Итог: мы учились читать обложку книги. Дети рассматривают обложку книги, читают имя автора, жанры, год выпуска.
Читают название произведения, предполагают жанр.
3.Чтение произведения подготовленными детьми.
мин.
- Учимся воспринимать произведение на слух.
- Учимся строить речевое высказывание. -Понравилось ли? Что?
-Это рассказ или сказка?
Учитель сообщает, что это рассказ – загадка.
Где происходит действие рассказа?
Чем занимались ребята на огороде?
Почему бутылочка с водой осталась на огороде?
Как она лежала?
Кто заметил хитрый огурчик?
О чём задумались ребята?
Ответ надо искать в самой загадке.
-Чему учились? Читают, слушают, обмениваются впечатлениями.
Учились отвечать на вопросы. 4.Физминутка
- Учимся соблюдать правила игры. Учитель рассказывает, что огурцы любят сырые места и ползут по земле в разные стороны в поисках таких мест.
Изучают правила игры, играют.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт. Физминутка
Игра «Огуречик». Правила как в игре «Море волнуется»
1 человек – мышка читает потешку по слову. На каждое слово дети – огуречки делают шаг. Когда потешка закончится, мышка выбегает искать огурчик. Дети замирают в разных позах. Кто пошевелится, становится ведущим.
5.Читаем, слушаем, рисуем словами (представляем)
20 мин
- Осваиваем разные виды чтения.
- Учимся представлять прочитанное, рассказывать по плану, выбирать заголовок. -Сейчас мы будем учиться читать и представлять прочитанное. Надо обратить внимание на то, где происходят события, когда, кто герои, что они делают, а потом рассказать, что бы вы изобразили на листе бумаги.
-В этом произведении 4 части. К 4части иллюстрация есть.
Расскажите, что бы вы нарисовали к 1-3 частям по плану.
Вывод: мы учились слушать, читать, представлять прочитанное, озаглавливать, рисовать словами. Читают каждую часть, рассказывают по плану, выбирают заголовок для каждой части.
Ребята поливают овощи.
Наташа забыла на огороде бутылочку.
Вот как ловко устроился!
Это он сам туда влез!
Виды чтения:
1ч читаем хором.
2 ч. – самостоятельно
3 ч. - девочки
4ч. чтение по ролям.
Используем приём словесного рисования.
6.Физминутка
1 мин Представим себя растениями, которые тянутся к солнышку, колышутся на ветру. Выполняют движения. 7.Читаем, чувствуем, передаём при чтении. Очень важно не только представлять, но и почувствовать то, что сказал автор. Найдём в тексте предложения с восклицательными знаками, поучимся передавать чувства.
Вывод: мы учились чувствовать, передавать при чтении. Находят восклицательные предложения, определяют чувство, перечитывают. Подсказка:
восхищение
гордость
удивление
радость
растерянность
8.Отвечаем на вопрос загадки.
3 мин
- Учимся договариваться - Особенность этого рассказа в том, что это рассказ- загадка. Проверим, поняли ли мы то, что читали.
- Прочитаем последнее предложение- вопрос?
- Чему сейчас учились? Читают.
Доказывают своё мнение.
Быть наблюдательными, уметь удивляться, находить ответы на вопросы. Работа в группах.
9.Рефлексия.
2 мин
-Чему учились на уроке? Игра «Цепочка знаний». Отвечают, выстраиваются у доски. Чем больше цепочка, тем эффективнее урок. 10.Книжная полка. Рекомендует книги автора для семейного чтения.