Конспект урока. На тему: Земная кора — верхняя часть литосферы.

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.
Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.
Задачи: 
Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.
2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.
3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.
4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.
5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Методы. Словесный, словесно-наглядный, практический.

Форма работы: работа в парах.

Тип урока. Комбинированный.

Обоснование и особенности используемых приёмов/методов обучения, педагогических технологий. Ведущая технология данного урока - развивающее обучение с использованием ИКТ. В рамках данной технологии использованы активные методы обучения (АМО): словесные – проблемное изложение нового материала, беседа; иллюстративные - презентационный материал, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород; практические – самостоятельная работа, заполнение таблицы, работа с физической картой полушарий; игровые - для объяснения понятия «Литосферные плиты», релаксация.


Оборудование: атласы, учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород: базальт, гранит, серафизическая карта полушарий, раздаточный дидактический материал, карточки: коричневого цвета - «Континентальная литосферная плита», голубого - «Океаническая литосферная плита», яблоко.яйцо, презентация «Земная кора».

Ход урока
Орг. момент.
Сл. 1
Сегодня у нас необычный урок.
К нам пришли гости.
Повернитесь. Поприветствуйте гостей улыбкой.
Пожелайте друг другу удачи! Ладошками!
Вы сегодня работаете в парах.
Сл. 2
I.Этап инициация. Использование метода «Пусть говорят».
В качестве доброго пожелания мне хотелось бы поделиться замечательным советом, который дал когда-то известный немецкий философ Г.Лессинг:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
Как понимаете эти слова?
II. Вхождение в тему: (Сообщение темы и целей урока)
- Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. 
Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади. О чём или о ком идет речь?
- О планете Земля. Верно. Показываю глобус.
- Что вы знаете о  Земле? (форма и размер)
- Шар, геоид, Радиус = 6371 км,
- Длина экватора =40 00 км, самая длинная параллель
- Все меридианы одной длины = 20 000 км
-Какие оболочки Земли вы знаете?
- атмосфера
- гидросфера
- литосфера
-биосфера
  -Оболочки взаимодействуют между собой?

- Да
Сл. 3

- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок?
Ваши версии.
- «Строение Земли».
- Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы.
( на слайде тема урока).
Слайд 2
- Литосфера.
- Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит).
- Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?
- Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока):
- Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли,
- узнать о типах земной коры,
- научиться устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы
- понимать и воспринимать другую позицию,
- работать в парах, коллективе
- будем продолжать учиться работать с электронным учебником
III  Интерактивная лекция.  ( Передача и объяснение информации)
- Работать будете на рабочих листах, которые дома вклеите в тетрадь.
- Подчеркните тему и поставьте дату.
Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.
Сегодня Вы сами будете учить друга
Сл. 4

1. Самостоятельная работа по рядам. Метод «Творческая лаборатория».
- Право работать на головном КТ и учить других, тем, кто быстро читает, быстро находит нужную информацию, вносит её в таблицу рабочего лиса и показывает готовность отвечать.
1 ряд – ядро
2 ряд – мантия
3 ряд – земная кора
4 - Состав земной коры
Работайте по инструкция
- Откройте § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Приготовьтесь отвечать. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.
Название оболочки
Из чего состоит
Толщина
Температура

1ряд Ядро





2ряд Мантия





3ряд. Земная кора







Строение
земной коры
Материковая земная кора = ___ слоя:
1_________________________
2_________________________
3_________________________




Океаническая земная кора = ____ слоя:
1._________________________
2__________________________




2. Проверка
- 1 ряд – Ядро. Выходит к доске и методом перетаскивания вставляет:
Название оболочки
Из чего состоит
Толщина
Температура

Ядро





Из железа и никеля. Внешнее ядро – 2250 км. Внутреннее ядро – 1250 км. 3500км. 6000 °. Твёрдое. Жидкое.
Кто-то из ряда дополняет. Остальные вписывают в свой лист. Оценим.
Я - Внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)
- 2 ряд - Мантия. Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:
2800 км. 2000 °. Покрывало Пластичная
Название оболочки
Из чего состоит
Толщина
Температура

Ядро




Мантия





- 3 ряд. Земная кора. Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:


80км Твёрдая
Название оболочки
Из чего состоит
Толщина
Температура

Ядро




Мантия




Земная кора





Сл. 10

3. Коллективная работа.
- Стр.68 последний абзац.
- Читаем.
- Один уч-ся идёт к головному КТ и вставляет методом перетаскивания:
2 3 осадочный осадочный гранитный базальтовый базальтовый.


Строение
земной коры
Материковая земная кора = ___ слоя:
1_________________________
2_________________________
3_________________________




Океаническая земная кора = ____ слоя:
1._________________________
2__________________________




4. Создание проблемной ситуации
А.- Почему Землю сравнивают с яблоком? Яйцом?
Показываю разрезанное яйцо.
- Если сравнить Землю с яблоком, то ЗК будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На её поверхности построены города, промышленные здания, из её недр добывают полезные ископаемые. Она даёт человеку воду, энергию и мн.др.
Б.- Как вы думаете, возможно ли путешествие Профессора Почемушкина в недра нашей удивительной планеты? (Нет)  – Почему? (Давление, температура) – Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
Показываю рельефный глобус и внутреннее строение Земли. – Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.
Снимок из космоса.
- Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.
Сл. 11

- Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.
Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

5. Релаксация. Физ.пауза. Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода»
Земля.  Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. 

Сл. 12
Откройте Э.У.
6. Закрепление. Выполнение интерактивных заданий из ЭУ.
А.- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике.
- Откройте ЭУ, § 20 

- Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6.

- Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно!
-Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука.

- Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно!

Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!!
Закройте слайд.
Сл. 14
Б. Откройте Тренажёр. Интерактивное задание 7
Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки.
Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3»

8. Литосферные плиты. § 20 

- Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70
Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.
Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой.
Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.
Работа с картой учебника стр.70.
Задание:
- Найдите и покажите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.
- Перечислите названия плит.
- Определите, на какой литосферной плите вы живете.
-9. Практическая работа. Фишки!!
Работа с физической картой. Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль литосферных плит и отметьте их фишками.

Гималаи- Эверест –Джомолунгма – 8848м
Альпы – Монблан- 4808 м
Кордильеры – Мак – Кинли – 6194м
Анды – Аконкагуа- 6960м
Сл. 15
10. Подведение итогов. Рефлексия

Игра «Эрудит»
Расскажи о литосфере, земной коре, как можно больше.
Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что». Нельзя повторяться.

Слайд Я знаю, что

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.
Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.
Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.
Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли.
Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.

- Ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?
- Да. Продуктивной была наша работа?
Девиз урока подтвердили?
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
11. Выставление оценок. Откройте дневники!
Сл. 16
12. Домашнее задание 

1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8 
2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.
3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль».


Приложение №1
Раздаточный материал к уроку.
Рабочий лист
Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.
Инструкция
- Откройте § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Дома вклеить лист в тетрадь.
Название оболочки
Из чего состоит
Толщина
Температура

1ряд Ядро





2ряд Мантия





3ряд. Земная кора







Строение
земной коры
Материковая земная кора = ___ слоя:
1_________________________
2_________________________
3_________________________




Океаническая земная кора = ____ слоя:
1._________________________
2__________________________





Используемая литература:
1. Алексеев А.И. Учебник: «География. 5-6 классы », учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений.М.Просвещение, 2012.

2. Гусева Е.Е. География. 6 класс. «Конструктор текущего контроля». Пособие для учителя. . М., «Просвещение», 2012.
3. Николина В. В.География. 6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.Просвещение, 2008.

4. Николина В.В. География. Поурочные разработки, 5-6 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

Используемые интернет – ресурсы:
1. http://www.nature.com
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - чудеса природы
3. http://festival.1september.ru/ -
4. http://demonstrations.wolfram.com – 3D изображения























































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15