Сценарий вводного занятия творческого объединения Эколайн Путешествие на поезде Зеленая планета

Рецензия
на методическую разработку вводного занятия для воспитанников творческого объединения «Эколайн» «Поезд «Зеленая планета»

Методическая разработка выполнена педагогом дополнительного образования Н.Ю. Красных на тему: «Поезд «Зеленая планета». Занятие актуально и перед педагогом стояли основные задачи: вызвать интерес обучающихся к экологическому кружку «Эколайн», заставить их задуматься о своем образе жизни, побудить желание активно защищать окружающую среду. В методической разработке представлены цель, обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Для эффективного достижения цели была выбрана следующая форма работы: виртуальное путешествие на поезде «Зеленая планета», которая позволила наиболее полно и ярко дать представление о направлениях работы кружка. Применен комбинированный вид работы: индивидуальная и групповая работа. Методическая разработка богата иллюстрационным материалом, включает приложения в виде детских рисунков, веселого поезда, цветов, фотографий природных объектов Республики Алтай и др. Педагогом в тексте используется информация и определения соответствующие возрасту учеников, а подобранные задания – их потребностям, интересам и возможностям.
Занятие включало три основных этапа:
Организация начала занятия, создание позитивного настроя. Активизация внимания. Определение настроения пришедших на занятие обучающихся с помощью «фотографии на память»
Основная часть. Знакомство с основными направлениями работы, выполнение различных заданий, создание мини проекта
Заключительная часть. Формирование целостного представления о работе творческого объединения «Эколайн». Оценка результативности через беседу и приклеивание листьев на дерево.
Все этапы взаимосвязаны, а структура занятия рациональна для решения поставленных задач.
Основная часть занятия была построена на взаимодействие с детьми, которая позволила активизировать и стимулировать их творческое мышление, воображение, знания и умения. В результате дети попробовали себя в роли экологов, мастеров, знатоков бережного отношения к природе. Во время проведения рефлексии ребятам предложено ответить на вопрос, на какой станции им больше всего понравилось? Вопрос способствует личностному осмыслению и самоанализу обучающихся полученного опыта. Составленная методическая разработка позволяет констатировать: автор справилась с поставленными целью и задачами.
Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассных мероприятий по природоведению, географии, биологии, что позволит гармонично сочетать учебную программу с воспитательным мероприятием.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова:_________





































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»










Методическая разработка вводного занятия
для воспитанников творческого объединения «Эколайн»

«Поезд «Зеленая планета»


















Пояснительная записка

Вся работа в творческом объединении «Эколайн» призвана ориентировать обучающихся на осознание непрерывной связи Родины и родного края в экологическом плане. Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы обучающихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Занятия в объединении ведутся по модифицированной программе «Юный эколог», рассчитанной на 3 года обучения с периодичностью 2 часа в неделю.
Особенность конспекта вводного занятия «Поезд «Зеленая планета» заключается в том, что оно проводится в необычной форме, с выполнением различных заданий, которые помогают детям лучше познакомиться с основными направлениями работы экологического кружка «Эколайн».
Данное вводное занятие рассчитано на 12 учеников 5-го класса и направлено на их заинтересованность в посещении творческого объединения «Эколайн».
Тема занятия: «Поезд Зеленая планета»
Цель: знакомство обучающихся с деятельностью творческого объединения «Эколайн».
Задачи:
образовательная:
- сформировать у обучающихся представление об экологических проблемах
развивающие:
-развивать экологическое мышление, формировать экологическую совесть
-развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию
воспитательная:
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе
Форма проведения: Занятие проводится как виртуальное путешествие на поезде «Зеленая планета» с применением конкурсных заданий.
Используемые методы обучения: практический, словесный, наглядный
Материал и оборудование: доска, компьютер, фотографии природных объектов Республики Алтай, рисунки и работы детей, оформленные в виде презентации, маркеры, краски, ножницы, ватман, клей, бытовые отходы (пластиковые бутылки, коробки и т.д.), поезд, цветы ромашки, листы с вопросами, дерево и листья, билеты на поезд, календарики.
Продолжительность: 40 минут




































Ход занятия
На доске находится макет локомотива «Зеленая планета». Дети под музыку входят в зал.
Организационная часть
Знакомство с обучающимися, создание позитивного настроя на занятие.
Педагог. Добрый день, ребята! Скажите, пожалуйста, а вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в виртуальное путешествие на поезде «Зеленая планета». Скажите, а вы знаете, что такое экология?
Ответы обучающихся.
Педагог. Экология – это наука о взаимодействии человека и природы. Именно эта наука изучается на занятиях творческого объединения «Эколайн», руководителем которого я являюсь.
Посмотрите на доску, наш локомотив уже подошёл к платформе, а нам необходимо проверить все ли пассажиры на месте, в роли которых мы с вами выступим, да и билеты вы еще не приобрели. Прошу вас выходите ко мне, вставайте в круг, давайте познакомимся.
С учениками проводится игра «Расскажи мне о себе».
Педагог. Как истинные любители путешествовать, давайте с вами сфотографируемся на память и подпишем фотографию.
На доске подготовлен ватман с изображением овалов детских лиц. Ученикам нужно дорисовать глаза, нос, рот, написать свое имя.
Педагог. Молодцы! А теперь покупайте билетики и рассаживайтесь согласно местам. Кому достались билеты с цифрой 1 занимают купе №1, кому с цифрой 2 – купе №2, а кому с цифрой 3 – купе №3 (участники делятся на 3 группы)
Сегодня вашим проводником буду я. Зовут меня Наталья Юрьевна. Поэтому все вопросы и пожелания говорите мне. И, конечно же, перед началом путешествия давайте пожелаем друг другу счастливого пути.
Теперь мы с уверенностью можем сказать: «Поехали!».
Основная часть
Педагог: Ребята все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матушке, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи. В каждом уголке нашей планеты благодаря деятельности человека существуют свои экологические проблемы. Именно так и называется наша первая станция, на которой мы сделаем остановку «Экологические проблемы вокруг нас» (на доске крепится вагон от поезда с соответствующей надписью). Предлагаю вам ребята посетить несколько купе этого вагона. В каждом купе для вас будет предложена экологическая проблема, которую вы должны будете решить, предложив свой вариант выхода из сложившейся ситуации.
Каждая группа учеников, передвигаясь от стола к столу, самостоятельно заполняет карточки, после чего подводятся итоги задания.
Педагог. Вы отлично справились с заданием. А мы продолжаем наше путешествие и следующая станция нашей остановки «Проектная» (на доске крепится вагон от поезда с соответствующей надписью). Само название говорит за себя. Пусть вас не пугает слово проект, ведь это замысел чего-либо.
В рамках проектной деятельности мы на экологическом кружке «Эколайн» совместно с ребятами реализовали много интересных проектов, например, «Редкие и исчезающие растения Улаганского района», «Дом, в котором мы живем», «Большие проблемы малой реки», основной целью которых была природоохранная исследовательская деятельность. Это и изучение редких растений нашего района, исследование реки Менки и ее экологических проблем, изучение экологического состояния села Акташ.
На этой станции мы попробуем реализовать с вами мини проект, который связан с выбрасываемыми бытовыми отходами. А называться этот проект будет «Бытовым отходам – сказочную жизнь!».
Я предлагаю вам создать из предложенных бытовых отходов сказочного героя. Вы любите сказки? А каких знаете сказочных героев?
Ответы учеников.
Педагог. Отлично, материал у вас есть, сказочных героев вы знаете очень много. Итак, пока играет музыка, вы должны будете смастерить из подручного материала одного сказочного героя и представить его.
Перед началом практической работы напоминается обучающимся правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и т.д. Обучающиеся выполняют работу в группах. По ходу работы педагог помогает ученикам. Звучит песня «Прекрасная планета». По ее окончании идет представление сделанных сказочных героев.
Физкультминутка «Как прекрасен этот мир»
Педагог. Внимание! Внимание! Наш поезд отправляется дальше и прибывает на станцию «Охрана природы» (на доске крепится вагон от поезда с соответствующей надписью).
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот, вам подарок, люди владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Есть мать одна по имени природа, но не все мы и всегда с любовью и добротой относимся к природе, бережем ее сокровища: леса, поля, реки, дары природы и их живых обитателей. Работая над проблемой охраны природы, мы с ребятами из кружка «Эколайн» выяснили, что мусор, оставленный человеком в лесу, на реке и т.д. является одной из главных бед нашего района. Вы только вдумайтесь - бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобиться 2000 лет.
Ребята, а вы знаете, что нужно делать для того, чтобы беречь и защищать природу?
Ответы учеников.
Педагог. Посмотрите на экран. На слайдах вы видите работы воспитанников экологического кружка «Эколайн». Через эти рисунки они стремятся передать свое бережное отношение к природе и ее охране.
Демонстрация слайдов.
Педагог. Давайте попробуем с вами определить, что для вас значит «Охранять природу». На лепестках от цветка ромашки продолжите, пожалуйста, предложение: «Охранять природу - это...»
Каждый обучающийся заполняет свой лепесток от цветка и крепит его на доске. По окончании проходит анализ написанного, обсуждение с участниками
Заключительная часть
Педагог. Вы все просто замечательно справились с заданием. Теперь выходите, пожалуйста, ко мне, вставайте в круг. Скажите, а какой формы у нас планета Земля?
Ответы учеников.
Педагог. Давайте попробуем обхватить нашу планету, взявшись за руки. (Все участники путешествия берутся за руки и образовывают круг). Давайте крепко держать ее в наших руках, беречь и охранять для будущих поколений. А теперь, пожалуйста, опустите руки, спасибо вам ребята за вашу прекрасную работу во время путешествия. Вы самые умные, самые талантливые и самые активные девочки и мальчики. Скажите, а на какой станции вам понравилось сегодня больше всего? А ты хотел бы стать одним из воспитанников экологического кружка «Эколайн»?
Ответы учеников.
Педагог. Ну, а мы завершаем нашу поездку на поезде «Зеленая планета». И по традиции, каждый побывавший на поезде должен обязательно оставить что-то на память. Посмотрите, какое большое дерево у нас висит на доске, но оно без листочков. Я вам предлагаю прикрепить на него листья, если вам понравилось наше путешествие, то приклейте листья зеленого цвета, если же вы чем-то остались недовольны, вам многое не понравилось, то желтого.
Звучит музыка. Ученики наклеивают листья на дерево.
Педагог. В память о нашем прекрасном путешествии хочу подарить вам календарики с эмблемой нашего экологического объединения «Эколайн». Я благодарена вам за работу во время нашего путешествия, до скорых встреч!



























Список используемой литературы

Белекова Э.А. Улаганский район. – Горно-Алтайск, 2005
Ресурсы Интернета
Улаганский район: в прошлом, настоящем и будущем - Горно-Алтайск, 2008
Щигрева С. Лидерство и лидеры. Материалы семинара «Лидерство и лидеры для общественных экологических организаций», 2003г
Экология. Учебное электронное издание. - М., 2004























15